От первого лица

Ток-шоу в рамках VIP Tribune на ежегодной конференции Microsoft TechEd Russia 2012
Тема: "Бизнес и IT: две стороны одной медали"
Обсуждаемые вопросы:
- зачем нужно бизнесу тратить деньги на IT
- каким образом информационные технологии помогут решить бизнес-задачи
- как IT будет влиять на работу компаний
- IT-тренды для бизнеса на ближайшие годы
- привлечение CIO к управлению компанией
Участники:
- Оксана Панченко, член правления ЗАО "Райффайзенбанк", руководитель дирекции обслуживания и финансирования корпоративных клиентов
- Михаил Скляров, исполнительный директор компании "Лэтуаль"
- Евгений Чаркин, директор департамента информационных технологий госкорпорации "Росатом"
- Алексей Телятников, операционный директор, Страховой Дом ВСК
- Сергей Шашурин, директор по информационным технологиям, Лукойл Oversees
- Николай Прянишников, президент Microsoft в России
- Евгений Сизов, руководитель IT-управления группы компаний "Связной"
- Андрей Эзрохи, вице-президент, директор департамента информационных технологий "РенессансКредит"
- Кирилл Татаринов, президент дивизиона Microsoft Business Solutions корпорации Microsoft
Вступительное слово ведущего.
Добрый день! Тема, ради которой мы собрались сегодня с вами, касается взаимоотношений IT и бизнеса. Тема бесконечная, на которую мы долго рассуждаем, но до сих пор никакого внятного ответа мы не получили. Надеюсь, что сегодня мы разойдемся с каким-то позитивным настроением и пониманием того, как нам общаться друг с другом.
Я хочу предложить приветственное слово президенту Microsoft в России Николаю Прянишникову.
Вступительное слово Н.Прянишникова.
Дорогие друзья! Спасибо большое, что все пришли. С большим удовольствием вас всех приветствую. Во-первых, добро пожаловать на наш TechEd - это важнейшая для нас технологическая конференция, особенно в этом году, потому что сегодня мы вступили фактически в новую эру. Огромное количество новых устройств: планшеты, компьютеры, телефоны, смартфоны. Мы надеемся, что большинство, конечно, под Windows 8. И много новых продуктов и сервисов, которые сегодня становятся доступны, и действительно компании начинают их активно использовать, а Microsoft есть что предложить. Вообще этот финансовый год мы называем рекордным с точки зрения запусков новых продуктов. И здесь будет очень много информации о том, что мы запускаем, как мы запускаем, как это поможет нашим дорогим клиентам.
Возникает логичный вопрос о сегодняшней роли CIO, влиянии на бизнес, возможностях, актуальности профессии и так далее. Об этом много говорится, но эта тема нас интересует. Многие сегодня думают: "А может быть, уменьшится роль CIO?". Я лично с этим не согласен. Мне кажется, она увеличится, и дискуссия здесь может быть интересной. Как бизнес использует вообще информационные технологии в своих организациях? Какую ценность он получает? Что думают крупные руководители компаний об IT-технологиях, информации, о возможностях своего бизнеса?
Это очень интересная тема, и чтобы ее обсудить в таком интересном формате, мы запустили новый проект. Он называется VIP Tribune, и вы все являетесь участниками этого проекта. Мне приятно сказать, что это будет не одно мероприятие - их будет несколько. Здесь мы будем работать в партнерстве. Например, это мероприятие мы делаем в партнерстве с РБК, и будет еще несколько таких мероприятий в партнерстве. Но дальше мы эту площадку хотели бы развивать, потому что темы очень интересные. Я глубоко убежден, что для России, где у нас, кстати говоря, есть и проблемы, и возможности для повышения производительности труда – именно технология, работа с информацией может дать нам новый качественный прорыв с точки зрения эффективности бизнеса, дополнительных доходов, снижения затрат и просто роста бизнеса. Поэтому большое спасибо, что все вы пришли. Я вам желаю эффективной, продуктивной работы сегодня. Большое спасибо нашим выступающим! И желаю, чтобы мероприятие было для всех интересным и полезным. Спасибо вам за партнерство, и надеюсь, что будет хорошая дискуссия.
Ведущий: Сколько я себя помню, в IT-журналистике постоянно возникает вопрос взаимоотношений IT и бизнеса. Всегда IT рекомендуют говорить на языке бизнеса. Но сколько бы IT ни пытался говорить на этом языке, бизнес продолжает утверждать, что он не понимает.
(Продолжение слов ведущего): Вокруг IT складывается странная картина, как ее представляет бизнес. Мне приходилось слышать о том, что язык IT непонятный, выглядят IT руководители странно, что эти люди постоянно хотят увеличения зарплаты и расширения своего штата. Видимо, какое-то основание для этого есть. А еще мне приходилось слышать о том, что презентация IT-директора на совете директоров бывает самой скучной и самой непонятной. Если честно, то мне обидно это слышать, потому что я общаюсь с каждым из вас в той или иной степени и понимаю, что это не всегда бывает так. Но, тем не менее, шлейф такой точки зрения есть.
А еще я слышал о том, что взаимоотношения IT и бизнеса напоминают взаимоотношения супругов, которые живут вместе, но спят в разных постелях. Люди, которые сюда сегодня пришли, эту модель не поддерживают. Те, кто так живет, остались за пределами этого зала, сегодняшней конференции.
Я хочу пригласить на сцену всех тех, с чьей помощью я хочу сегодня помочь вам и нам всем разобраться в этом вопросе – во взаимоотношениях IT и бизнеса.
Оксана Панченко, член правления ЗАО "Райффайзенбанк", руководитель дирекции обслуживания и финансирования корпоративных клиентов.
Михаил Скляров, исполнительный директор компании "Л'Этуаль".
Это те герои, которые от лица бизнеса сегодня решили встретиться с IT. Так что они заслуживают отдельных аплодисментов.
Кирилл Татаринов, президент подразделения Microsoft Business Solutions,
Евгений Чаркин, директор департамента информационных технологий госкорпорации "Росатом",
Евгений Сизов, руководитель IT-управления группы компаний "Связной".
И здесь у нас представлен экспертный совет людей, чье мнение нас не менее интересует, но у которых есть возможность посмотреть, что будут говорить другие, а потом добавить что-то свое:
Андрей Эзрохи, вице-президент, директор департамента информационных технологий "РенессансКредит",
Алексей Телятников, операционный директор страхового дома "ВСК",
Сергей Шашурин, директор по информационным технологиям "ЛУКОЙЛ Оверсиз",
Николай Прянишников, президент Microsoft в России.
Вопрос: Как вы себе представляете в своих компаниях IT? Из того портрета, который я собрал, что-то имеет под собой основу?
О.Панченко: Безусловно. Есть только отдельные черты, над которыми приходится задумываться, но, тем не менее, это команда профессионалов, на которых, собственно говоря, стоит все техническое устройство банков, потому что современный банковский бизнес - это бизнес высоких технологий, без них никак. Более того, персонификация все-таки, естественно, очень важна. Нам действительно повезло. Например, наш IT-директор - очень харизматичный бизнес-лидер, которому очень важен посыл от бизнеса и обратная связь. Так что сегодня IT банка - это не только технологии, это еще и бизнес-ориентированный ответ команды, это люди, возможность быстро и грамотно решать поставленные бизнесом задачи.
М.Скляров: Я поддержу то, что сказала Оксана. Ритейл как отрасль, безусловно, движим IT-технологиями, и очень многие тенденции, которые наблюдаются в IT-сфере, существенно влияют на бизнес. Поэтому IT технологии очень важны и, безусловно, являются движущей силой отрасли в целом.
Ведущий: Оксана, а что значит харизматичная личность у IT-директора?
О.Панченко: Это человек, который действительно может доступным языком с персонификацией, очень пристрастно объяснить все то, что бизнесу нужно знать об IT-требованиях. Потому что мы друг о друге должны знать довольно много. Не только бизнес ставит задачи, нужно учитывать и технологические возможности. Наш IT-директор может быть тем связующим мостиком, который доступным языком, но, тем не менее, грамотно презентует материалы и действительно стоит на страже интересов бизнеса и на связи технологии и бизнеса.
Ведущий: На самом деле с нами сегодня работают еще два человека - это микеланджелы кнопок и буанарроти плазменных экранов - операторы Сергей и Дмитрий, которые нам сейчас помогут в одной деликатной задаче. У вас всех на столах должны быть пульты для голосования. Я открою маленьких секрет: сейчас они вам понадобятся. Накануне нашего мероприятия был проведен опрос читателей РБК о том, что должен знать бизнес об IT. Были какие-то вопросы, которые бизнес по-своему прокомментировал. Нас интересует, как вы считаете, что бизнес должен знать об IT?
Первый вопрос. Для того чтобы проголосовать, нужно активировать пульт. Нажать на любую кнопку и какое-то время подержать, после чего выбрать вопрос, который вы считаете правильным для себя, и проголосовать. А после этого мы сравним с результатом, который был получен с читателями РБК.
Вопрос: С вашей точки зрения, что бизнес должен знать об IT?
Е.Чаркин: Если мы говорим про некую фантомную утопию, то, наверное, бизнес в этом случае должен сам без подсказок CIO (Chief Information Officer) понимать, какую ценность, какие новые возможности он может получать от IT. Тогда CIO должен, по идее, свою работу потерять, тогда он не нужен, тогда некому рассказывать и нет необходимости рассказывать бизнесу, зачем же существуют информационные технологии, и что они могут бизнесу принести.
Е.Сизов: С точки зрения нашей компании ситуация немного другая. IT и бизнес в "Связном" - это партнеры. Мы решаем задачу бизнеса совместно. Я бы не стал здесь даже разделять IT и бизнес. Бизнес должен понимать, в чем состоит ценность информационных технологий в компании, наверное, это единственное, что он должен понимать. Все остальное делает IT.
К.Татаринов: Я так понимаю, что я здесь играю роль связующего звена между бизнесом и IT. На самом деле Microsoft в реальной жизни очень часто именно такую роль играет в организациях наших клиентов. В первую очередь я должен заметить, что роль IT за последние несколько лет очень сильно изменилась. Раньше информационные технологии рассматривались как сost center, и практически все усилия шли на то, чтобы занизить затраты. Как правило, всех пользователей в организации гребли под одну гребенку, пытались провести унификацию, пытались как-то снизить затраты. На сегодняшний день IT-сфера должна в корне поменяться, и эта интеграция IT-бизнес - примеры, когда банковский бизнес, ритейловый бизнес без IT в принципе существовать не сможет. Это в принципе вызывает новые требования к тому, как CIO и IT-организации должны себя вести и как они должны себя позиционировать внутри организации. Приятно слышать о таких харизматичных лидерах, которые могут реально представить технологии на уровне бизнеса и популяризировать технологии и их выход на бизнес.
Часто люди пишут: "IT службы исчезнут, будут больше не нужны. Мы живем в мире консьюмеризации, где люди приносят свои устройства, где они пользуются какими-то своими программами, IT службы больше не нужны". С нашей точки зрения, это совершенно неправильно. IT - очень важный элемент бизнеса, IT-службы просто должно коренным образом поменяться и встроить себя в бизнес-структуру и значительно реже говорить "нет" и значительно чаще говорить "да" новым требованиям бизнеса и уметь эти новые требования бизнеса реализовать.
Вопрос: Коллеги, а есть уже результаты голосования? Можно показать, как проголосовали читатели РБК, чтобы мы сравнили результат? Первая колонка, что бизнес ничего не должен знать, с чем согласились более 18% из зала. Любопытно. Кто-то из наших экспертов мог бы прокомментировать полученные результаты?
А.Телятников: Когда мы говорим о том, что бизнес должен знать об IT и наоборот, здесь есть очень важный образовательный момент. Мы почему-то все считаем, что каждый ребенок, куда бы он ни пошел, должен знать математику, уметь правильно писать. На мой взгляд, основная проблема лежит в той области, что бизнес-образование до последнего времени не уделяло внимания обучению непрофессионалов IT основам или неким концептуальным вещам, которые есть в IT. И это надо менять. Это образовательная вещь, которая позволит эту проблему снять навсегда. Никто же не спрашивает, как решается уравнение, все это знают и так. Я думаю, что это вещь важная, потому что если бизнес будет базировать свое понимание об IT на возможностях Microsoft Excel, как пример, то это большая проблема, которую нам надо вместе решать, в том числе и с точки зрения образования. Поэтому мы и видим такие цифры. Люди зачастую боятся познать то, что они не изучали в институте, в школе. И это вещь, которую мы все вместе должны менять.
Ведущий: Сергей Шашурин - человек, которого, скажем так, условно можно назвать 100-процентным айтишником. За свою биографию он поработал и с той, и с другой стороны, поэтому, видимо, он может представить более объемный взгляд на проблему.
С.Шашурин: Я заканчивал Институт стали и сплавов, кафедру инженерной кибернетики.
Ведущий: Ничего плохого я в этом не услышал.
С.Шашурин: Я хочу сказать, что действительно так получилось, что я поработал и со стороны бизнеса, и создал несколько вполне успешных стартапов, и был бизнесменом и антрепренером. Поэтому я могу оценивать с разных точек зрения.
Когда я прочитал опросник, как ни странно, такая мысль в голове проскочила: ответить, что ничего. Я вообще люблю парадоксы. Почему она проскочила? Потому что по большому счету я считаю, что не бизнес должен знать-то об IT, а IT службы должны как можно больше знать о бизнесе. Я всегда старался выступать модератором перед бизнесом, предлагая новые варианты развития бизнеса, предлагая подумать об эффективности. Я выступал как эксперт по бизнесу, а не как айтишник.
Как это реализовать с помощью технологий - это уже была моя задача, и даже, может, не моя, а тех специалистов, которые у меня работали. Я всегда стремился знать о бизнесе больше, чем сам бизнес. И, к сожалению, это не очень сложно.
Ведущий: А бизнес с этим смирялся легко?
С.Шашурин: Вы знаете, зависит от времени. Когда я был молодой, конечно, нет. А сейчас, когда у меня за плечами длинное резюме, опыт работы в разных компаниях, то, мне кажется, гораздо легче что-то доказывать. Меня слышат. В этом смысле завоевываешь уважение у бизнеса делами.
Почему я хотел сказать "ничего"? Потому что, прежде всего, IT службы должны думать о бизнесе. Но эту идею я отбросил. Зачастую я сталкиваюсь с тем, что люди не понимают, что IT может дать, трактуют очень узко. Доказывать приходится очевидные вещи. Отвечая на вопрос, я бы обозначил, что бизнес об IT должен прежде всего знать те возможности, которые можно решить с помощью информационных технологий. Наверное, в чистом виде ни один из ответов не вписывается в то, что я хочу сказать.
Вопрос: Хочу спросить у экспертов в первую очередь: есть ли какой-то вариант ответа, который мы не указали, а стоило бы его отметить?
С.Шашурин: На мой взгляд, бизнес должен понимать те функциональные возможности, которые могут предоставить информационные технологии. Зачастую я сталкиваюсь с узким пониманием IT, и люди не видят те возможности, которые они могли бы получить. Когда ты начинаешь об этом рассказывать, то для людей это во многом бывает сюрпризом.
Н. Прянишников: Вот мне нравится ответ "IT как конкурентное преимущество бизнеса". Осознание бизнесом того, что IT могут дать конкурентное преимущество, мне кажется, это очень важно. Тут говорили про аналогию: муж с женой спят на разных кроватях, мне кажется, не так важно, как они спят. Но если они понимают, что вместе у них могут получиться супердети, благополучие, они могут выиграть по сравнению с другой семьей - осознание такого конкурентного преимущества и выигрыша на рынке с помощью IT - и по затратам, и по доходам, и по позиции на рынке. Мне кажется, это было бы очень правильно.
Ведущий: Как сказал Жванецкий, в наше время, когда часы не для времени, а грудь не для младенца, в эту теорию можно поверить. Но я думаю, что с маленьким замечанием - если речь идет о конкурентной среде. Не вся экономика в ней находится. Но все-таки мы, здесь присутствующие, видимо, говорим о конкурентных преимуществах.
С.Шашурин: Я хотел добавить, что, к сожалению, не все так однозначно, что много IT- это всегда хорошо. Легко могу представить ситуацию, что компания, которая тратит на IT больше, чем конкурент, в итоге и проиграет. Я хочу сказать, что я легко могу представить, что большой объем затрат на IT - это не всегда благо. В большинстве видов бизнеса - я не касаюсь сейчас телекома, банков, возможно, ритейла – информационные технологии не являются чем-то необходимым. Качалки будут работать и без IT, и вопрос эффективности зачастую решается тоже не в IT. Определяется стоимость труда, определяет, в каких регионах ты добываешь. Мне понравилась аналогия с семьей. У меня ключевой вопрос: кто в семье зарабатывает деньги и кто их тратит? Как правило, бизнес приносит деньги, а IT служба (мы говорили, что это центр затрат) эти деньги берет и объясняет, как все хорошо и как это все будет эффективно. Но зачастую доказать или проверить даже по факту очень тяжело - а было ли это? Я все время вспоминаю сказку про Алису в стране чудес, что приходится бежать очень быстро, просто чтобы остаться на месте. Зачастую все затраты на IT - бег на месте, чтобы просто не отстать. Вопрос конкурентных преимуществ я очень редко встречал в чистом виде. В отдельных видах бизнеса я находил примеры, где эти конкретные преимущества получались за счет IT. Как правило, они получались за счет бизнеса, и хорошо, если информационные технологии ему в этом помогали.
А.Эзрохи: Для начала давайте мы просто поймем, что такое IT и что такое бизнес. Для того чтобы понять, что бизнесу нужно знать об IT, давайте определим, что такое IT для бизнеса. В моем понимании IT - не что иное, как инструмент, которым бизнес кует свою копеечку, добывает свою нефть в том или ином виде. Да, может быть, это вспомогательный инструмент в каких-то областях, в каких-то это основной инструмент производства. Вопрос можно перефразировать: "Что лесоруб должен знать о топоре?" или "Что водитель должен знать о своем руле?".
Сразу вспоминается анекдот. Гражданин покупает бензопилу, потом возвращает ее и говорит: "Мало пилит дров, тут сказано, что куб может, а у меня только полкуба". Ему говорит: "А ты бензин какой наливал?". А он отвечает: "Надо же, а тут бензин надо наливать, оказывается". С IT происходит очень похожая ситуация. Бизнес подчас не всегда осознает, что мы можем получить из тех технологий, которыми мы владеем или которыми мы будем владеть, инвестировав те или иные средства.
Самое важное, чего здесь нет, и частично это отражает последний ответ: это те возможности, которые технологии могут предоставить бизнесу.
И еще один очень важный комментарий. Когда я сюда ехал по прекрасным московским "свободным от трафика" улицам, мне пришло в голову, что мы говорим: "Бизнес и IT - две стороны медали". Так или иначе мы пытаемся противопоставить их. А я бы сказал, что бизнес и IT - это одна сторона одной медали. Давайте мы их постараемся друг в друга интегрировать. Ни в коем случае не стоит это противопоставлять, а создавать некую синергию, как бы банально это ни звучало сейчас.
Вопрос: Вернемся к представителям бизнеса. Мы уже поговорили о том, как вы хотели бы видеть IT-директора. Бизнес, который работает в рыночных условиях, действительно становится IT-зависимым. И это не пустой звук для него. Когда бизнес мало знает про возможности IT, это влияет на развитие IT-стратегии. Тогда IT-актив становится для бизнеса IT-пассивом. Но в этом случае к чему сводится роль IT-директора с точки зрения новых тенденций? Вы видите для себя преимущества в новых тенденциях?
О.Панченко: Спасибо за вопрос. Роль IT-директора и IT-лидера - это, естественно, переводчик, который действительно выступает как некое связующее звено, потому что есть вводные. Если вернуться к банковским технологиям, то это платформы, которые предоставляют некоторые возможности и, соответственно, имеют некоторые технические ограничения. Постоянно есть бизнес-требования: как развиваться дальше, как оставаться конкурентными и как двигаться навстречу пожеланиям клиентов.
Получается, что роль IT-лидера в том как раз и заключается, чтобы быть тем самым грамотным переводчиком, зная вводные, зная архитектуру, но опять же, на примере банка, видя новые тенденции на рынке, двигаться навстречу пожеланиям бизнеса.
Еще очень важная роль. Может быть, даже не самого IT-лидера, а тех самых переводчиков, потому что все равно мы все говорим на разных языках. Есть много требований, есть много вводных по информационным технологиям, а есть бизнес-пожелания, бизнес-продукты, возможности и так далее. Мы, например, у себя ввели такой институт, как проектные менеджеры. Это люди, которые выступают теми самыми грамотными переводчиками и действительно могут расшифровать пожелания бизнеса по требованиям к IT, по тому, как оставаться конкурентными на рынке, информировать о новых продуктах и технологиях у конкурентов, и со своей стороны могут эти бизнес-требования завернуть в правильную упаковку для того, чтобы потом это стало новым проектом, реализуемым уже с точки зрения IT. Такой институт проектных менеджеров на самом деле очень сильно помогает. Мы к нему пришли не сразу. Он рождался долго и мучительно, но теперь очень сильно помогает, чтобы быть связующим мостиком.
И еще один аспект. Мы говорим о том, как если бы и у IT, и у бизнеса были неограниченные ресурсы – любые, временные, денежные затратные, у IT с точки зрения реализации пожеланий бизнеса, у бизнеса – с точки зрения надиктовывания пожеланий. Естественно, мы с вами живем в реальном мире, оперируем в понятиях прибыли, доходности. Информационные технологии – это очень существенная расходная часть любого бизнеса, особенно высокотехнологичного. Поэтому то самое ограничение сверху, снизу - это неважно, конечно же, себестоимость продукта и поиск оптимальных технологий. Это посыл бизнеса к IT. В рамках имеющихся ресурсов, технологий на рынке, зная платформу, которая есть, например, у банка, реализовать продукт с минимальными расходами, с максимальным выполнением требований бизнеса. Это тот самый вызов, который на самом деле очень сложно реализовывать. И выигрывает именно тот на рынке, кто действительно в имеющихся ресурсах – временных, затратных, бюджетных может этот вызов принять. Именно те банки, естественно, продвигаются вперед на рынке семимильными шагами, у которых такая синергия получается. М.Скляров: Я еще раз хочу сказать о важности IT именно для ритейла и о том, что происходит в ритейле при помощи информационных технологий уже сейчас. Все мы знаем про онлайн-торговлю, и на самом деле это глобальный тренд, и он все больше и больше развивается. Задумайтесь о цифрах (я как финансист люблю цифры): в 2002г., например, доля онлайн-торговли даже в Америке была порядка 1% розничного рынка. На текущий момент она уже составляет 10%. Через 10 лет, по мнению многих экспертов, доля онлайн-продаж будет более 30%. То есть треть розничных продаж будет формироваться в онлайн-торговле и информационными технологиями.
Кроме того, развивается такая тенденция, как мультиканальность, то есть клиент, общаясь с ритейлером, с розничной торговлей, использует разные средства коммуникации: это и обычные оффлайновые магазины, это и мобильные приложения, это и онлайновый сайт. И роль IT состоит в том, чтобы создать и внедрить эффективную платформу, при которой клиент не почувствует разницу – совершает он покупку онлайн или в магазине, или с помощью мобильного приложения. Вся информация должна сохраняться, клиент должен чувствовать, что это одна и та же компания.
И опять же в этом плане IT для ритейла, безусловно, - это огромное конкурентное преимущество. Те компании, которые смогут ими овладеть, которые наиболее эффективно смогут использовать такие технологии, смогут завоевать лидерские позиции. Конечно, есть разница в розничных сегментах. Наверное, в мире косметики это менее актуально, чем для бытовой электроники. Тем не менее, как глобальный тренд это работает, это то, что происходит вокруг нас сегодня. Опять же - как вторая тенденция с точки зрения повышения эффективности - это RFID-технология, когда на каждый товар крепятся маленькие метки, в которых есть вся информация об этом товаре, что позволяет очень сильно повысить эффективность торговли и не только это. Пока вопрос есть со стоимостью такой технологии.
Есть решения с самообслуживанием, когда клиент приходит в магазин, и ему не нужен как таковой кассир, когда он сам может полностью завершить свою покупку. Такие тенденции говорят о том, что роль IT в ритейле - это практически способ ведения бизнеса. Если глобально треть торговли будет происходить онлайн, тогда треть розницы будет производиться посредством интернет-технологий.
С.Шашурин: Оксана, Михаил, а слово "визионер" к портрету вашего IT-директора подходит?
М.Скляров: Да, безусловно.
О.Панченко: Подходит.
Вопрос: Коллеги, IT-директора, а могли бы вы прокомментировать одну вещь: приходилось ли вам сталкиваться с проблемой управления ожиданиями бизнеса к IT, чтобы они были не завышены, не занижены, а адекватны вашим возможностям?
Е.Чаркин: Более того, я считаю, что управление ожиданиями - это одна из основных задач CIO. Честно говоря, когда я переходил из "Северстали" в "Росатом", то управление ожиданиями было одной из основных тем моей беседы с господином Кириенко, когда у нас с ним была первая встреча, и ставились задачи перед IT в госкорпорации "Росатом".
Управление ожиданиями - это одно из ключевых качеств и задач CIO. Очень правильно коллеги сказали про, с одной стороны, новые возможности, а с другой - ограниченный инвестресурс, с которым сталкиваются все.
Ведущий: Это жизнь.
Е.Чаркин: Да. Поэтому управление ожиданиями - это не просто сказать "нет" и не просто сказать: "А делайте что угодно", а выстроить баланс между новыми возможностями, временем, ограниченностью инвестресурса - это искусство CIO, на мой взгляд.
Ведущий: А Кириенко хотел много или мало?
Е.Чаркин: Ну, все мы хотим. Помните эту историю по поводу того, что все мы хотим быстро, хорошо и дешево?
Ведущий: Что-нибудь одно вычеркни - получишь счастье.
Е.Чаркин. Да-да. Но, к счастью, лидер нашей корпорации - человек разумный, поэтому, естественно, все понимают, что все эти три качества нельзя сочетать всегда, поэтому некий баланс должен быть.
Е.Сизов: Ритейл, которым мы занимаемся, - это очень динамичная отрасль. И управлять ожиданиями крайне тяжело. Но последние технологии, которые сейчас представляет Microsoft, позволяют достаточно гибко к этому вопросу подходить, потому мы увеличиваем эластичность IT. Что я под этим подразумеваю? Это значит быстро реагировать на запросы бизнеса, при этом не теряя времени на развертываение дополнительного оборудования. Программное обеспечение и "железо последних продуктов Microsoft в состоянии отвечать на разные запросы бизнеса, оно обладает некоторой эластичностью. Тем самым мы каким-то образом управляем ожиданиями.
В принципе IT-директор иногда находит нечто новое для бизнеса. Но прежде, чем этим заниматься, мы должны продать это бизнесу, объяснить, почему это может быть полезным, что это может принести бизнесу. Если он это покупает, то дальше мы это делаем.
Ведущий: Услышал страшную фразу: "Успеть реагировать на пожелания бизнеса". Ведь если по этому пути пойти, то это дорога страшно подумать куда. Ведь бизнес всегда хочет странного от IT, как и любой начальник.
Е.Сизов: Бизнес обычно хочет все еще вчера, есть такой подход. Time-to-market - наверное, основной показатель для любой IT-компании, то есть время, затрачиваемое от подачи идеи до ее реализации. Это основной параметр, которым мы меряем свою жизнь в "Связном".
Ведущий: Кирилл, очень часто приходится слышать о том, что в решения заложены лучшие практики. Возникает странная ситуация: об этих практиках часто говорят на стадии пресейла решений, мало вспоминают на стадии проекта и совсем не вспоминают на низком уровне решения. Эти практики не востребованы бизнесом или уровень понимания бизнесом не настолько велик?
К.Татаринов: Прежде чем говорить о best practices, следует отметить, что мне по роду моей деятельности приходится общаться и с представителями бизнеса, и с представителями IT одновременно. В этой ситуации можно легко провести параллели и посмотреть, в каких ситуациях информационные технологии играют роль актива, а в каких ситуациях - роль пассива. В тех отраслях, где высока конкурентоспособность, фактически бизнес не может существовать без активного использования IT. IT служба, которая фактически является неотъемлемой частью бизнеса, все это двигает вперед.
Но в то же время при таком следовании общеустановленным best practices, которые опубликованы Microsoft (естественно, мы посвящаем этому очень большие ресурсы и активно публикуем эти best practices по целому ряду направлений), используя только то, что есть на рынке, быть конкурентоспособным совершенно невозможно. Я должен сказать, что наиболее передовые и развитые клиенты, с которыми мы работаем, говорят нам и нашим конкурентам: "Мы никогда не купим тот продукт, который просто выходит из коробки, потому что с таким коробочным продуктом мы никогда не будем конкурентоспособными. Мы должны сделать что-то свое, что бы нас отличало". Как правило, такие организации имеют свои собственные best practices, которыми они пользуются. Как правило, такие организации имеют очень активные группы разработки, которые фактически лидируют и двигают бизнес вперед. В ритейле они разрабатывают новые направления, когда продажи проходят по многоканальной системе, когда все это взаимосвязано, когда все это работает одновременно и объединено. В банковской среде они устанавливают клиентоориентированные системы, , когда банки знают прекрасно, на кого им надо тратить время, а на кого нет, потому что поддержка клиентов должна быть разной в зависимости от платежеспособности, от возможностей клиентов. Очень часто мы видим, что именно эти идеи зарождаются в области взаимодействия IT и бизнеса. С нашей точки зрения, у таких передовых организаций в принципе найти грань, где кончается IT и начинается бизнес, невозможно.
Ведущий: Вы - такие организации?
О.Панченко: Безусловно.
Ведущий: Оксана, Вам удавалось когда-нибудь получить именно те конкурентные преимущества, которые заложены в программный продукт или решение от IT?
О.Панченко: Да, конечно. Это как раз те самые решения, когда мы идем в ногу со временем, идем навстречу пожеланиям клиентов, когда действительно удается решать задачи, и становится приятно от того, что удалось разработать. Это выражается в очень конкретных цифрах по прибыли. Это конкурентное преимущество с точки зрения нашего позиционирования на рынке.
М.Скляров: Безусловно, у нас есть много решений, которые являются конкурентным преимуществом и которые напрямую зависят от IT-технологий.
Ведущий: В тех решениях, которые у вас внедрялись, были заложены какие-то лучшие чужие практики. Вам удалось их использовать в своем бизнесе?
М.Скляров: Да, безусловно. Примеры я не буду раскрывать. Но те лучшие практики и те предложения, которые внедряются, позволяют бизнесу масштабироваться, они позволяют поддерживать растущий огромный бизнес. IT при этом - движущая сила, а не ограничением для роста бизнеса.
А.Телятников: Как операционный директор, я работаю как на стороне бизнеса, так и на стороне IT в страховом бизнесе. Я бы хотел по поводу лучших практик сделать следующее замечание. Во-первых, лучшие практики в каждой индустрии свои, и взаимодействие бизнеса и IT должно строиться, прежде всего, на том, что информационные технологии могут принести бизнесу лучшие практики из других индустрий, и на это надо смотреть очень внимательно.
Я приведу пример. Если вы возьмете стоимость одной операции в телеком-бизнесе и одну операцию в банковском или страховом, то они отличаются в десятки раз, хотя, вроде бы, технологии одни и те же, и айтишники одни и те же, и бизнес думает об одном и том же, о чем было сказано, - о стоимости одной операции. Именно на этом должно строиться взаимодействие бизнеса и IT: поиск лучших практик не только в своей индустрии, но поиск лучших практик или шаблонов в других индустриях, которые можно применить в вашей. За счет этого дела как раз получается то конкурентное преимущество, те инновации, которые меняют бизнес. В страховании для меня задача - сделать так, чтобы стоимость обработки одного полиса была такой же, как и стоимость одной банковской транзакции. Я думаю, что для Райффайзенбанка важно сделать так, чтобы одна транзакция стоила столько же, сколько стоит обработка одного телефонного звонка. Здесь очень важно помнить об одном: индустрия всегда создает свои собственные стандарты. И чем более стандартизирована индустрия, чем лучше бизнес-менеджеры разбираются в стандартах, которые в этой индустрии есть, это лучшие практики, но не совсем в лучшем виде. Чем лучше индустрия может организоваться и создать эти стандарты, тем она более эффективна, и, наверное, это очень широкий вопрос, но именно в этом как раз и необходимо тесное взаимодействие бизнеса и IT. Совместная выработка стандартов, которые снижают стоимость работы, которая уже потом воплощается в IT-решениях, которые, конечно же, как сказал Евгений, должны были быть вчера.
Ведущий: Я хочу попросить вывести на экран еще один вопрос, чтобы зал с нами тоже поучаствовал в обсуждении. Пока вы приводите в активное состояние свои пульты для голосования, я расскажу одну историю.
История - годичной давности, когда компания Gartner опубликовала свое январское исследование прошлого года. Актуальность его, на мой взгляд, частично сохранилась до сих пор. В частности, они говорили, что бизнес, выходя из кризиса, переводя на понятный нам язык, сохраняет симптом блокадников Ленинграда, когда он хочет развиваться, потому что все отложенные ожидания уже просрочены, но он не хочет вкладывать деньги в поддержку, в IT в частности. В этих случаях перед IT встает задача, когда уже талант IT-директора должен быть раскрыт полностью, когда без денег или условно без денег приходится удовлетворять потребности бизнеса. Но 2008г., кризис того года, нас научил тому, что мы экономим на IT. Расходы на IT сокращались моментально у всех или почти у всех. Но почему-то мы не говорим о том, что нам нужно сокращать расходы на издержки самого бизнеса, то есть быть полезными для бизнеса.
У нас вопросы, на которые как раз хотелось бы услышать ваши ответы.
Пожалуйста, голосуем. А циферки-то живые. Я повторюсь, что это мнение зала, в котором доминируют IT-директора.
Покажите результаты голосования РБК. Коллеги, кто возьмется прокомментировать вот эту разницу?
А.Телятников: Начну с номера пять. Мне очень нравится, что и бизнес, и здесь присутствующие, хотя про них я бы понимал, потому что, мне кажется, здесь такая профессиональная аудитория, но то, что и бизнес, наконец, начинает понимать, что нужно экономить не на IT, а с помощью IT, мне кажется, это очень правильно. У нас еще остались люди в финансовых департаментах и закупках, которым надо это объяснять. Но хочется надеться, что всеми усилиями, и в том числе показывая реальную ценность бизнеса, возможности, мы сможем убедить, и процент этот будет меньше. А по другим, мне кажется, достаточно сбалансированное распределение, возможности есть во всех четырех направлениях.
Ведущий: Можно было бы прокомментировать, что наше мероприятие излишне: бизнес так же думает, как и IT, если бы в жизни все не было несколько по-другому. Кирилл, эта тенденция чисто российская, или мировые практики совпадают с подобными оценками, прогнозами?
К.Татаринов: Должен вам сказать, что бизнес - это бизнес, и бизнес в общем в какой-то степени однородный по всему миру. Я наблюдаю, работая с компаниями как в Северной Америке, так и по всему миру, - общие тенденции. Специфика России заключается в том, что бизнес здесь очень динамичный, быстро развивается, и до сих пор российскую специфику можно назвать молодым капитализмом. В этих условиях необходимо быстро реагировать на перемены в госструктурах, в регулировании, в новых стандартах. Без IT этого сделать невозможно.
Ведущий: Перемены в госструктурах - это Вы про Россию сейчас говорили?
К.Татаринов: Я имею в виду в требованиях от госструктур.
Ведущий: Оксана, Михаил, мы снова к вам возвращаемся. Вы у нас сегодня - главные герои, и хотелось бы понять главные приоритеты: во что вкладывать деньги, что ожидать от IT, где экономить, а куда инвестировать?
О.Панченко: Очень сложно из предложенных вариантов было бы, например, во время голосования выбрать что-то одно. Безусловно, и выводить новые технологии и продукты с помощью IT нужно, и экономить время реагирования. Сердце банка – это кредитный процесс, а в кредитном процессе важно время на проход кредитной заявки, это тоже технологии. Очень много приоритетов. Но основные – это следовать рынку, выводить новые продукты, с их помощью получать конкурентные преимущества. Иногда мы движемся даже вперед рынка, например, одна из технологий, которую вывели на рынок, - это бесконтактные платежные системы. Поднесением карты к терминалу можно произвести оплату. Это то, что, к сожалению, еще не все ритейлеры устанавливают. На самом деле это технология очень близкого будущего. Очень много приоритетов, вопросов к IT много, поэтому только в диалоге можем выяснить, что первично, что вторично.
Ведущий: То есть, основные тенденции - это сокращение вывода новых услуг, генерация самих услуг.
О.Панченко: Генерация самих услуг, сокращение вывода на рынок новых услуг, и это оптимальные решения на базе имеющейся IT-платформы с добавлением каких-то новых решений.
М.Скляров: Для нас, если смотреть на предложенные варианты, я думаю, что потенциал зарабатывать на IT и потенциал экономить расходы бизнеса, используя эти технологии, гораздо выше, чем экономия на самих IT-технологиях, то есть экономия за счет IT. Опять же, давайте думать, как больше зарабатывать. Нужно думать и о том, и о другом, но потенциал большего зароботка, мне кажется, больше, чем потенциал в экономии. На текущий момент, по крайней мере. У нас приоритеты развития - в интернет-технологиях, они, безусловно, в области маркетинга, в области лояльности, более глубокого понимания нашего клиента и более качественного, глубокого и оперативного управления ассортиментом.
О.Панченко: Одно добавление, если можно. Просто не акцентировала на этом внимание. Банки предоставляют очень похожий набор продуктов и услуг. Действительно, очень сложно стать принципиальными лидерами в банковской отрасли. Это, конечно же, вопрос сервиса, вопрос компонентов этих продуктов. Что очень важно, и это тоже требование к IT, - это анализ клиентской базы. Это то, к чему подходят банки или уже подошли. Это и масштабируемость проектов, но в то же время очень гибкая и хорошая аналитика по поводу того, какие клиенты с тобой работают и какие услуги востребованы. Безусловно, именно те лидеры отрасли, кто хорошо знает своего клиента. Не базово, не примитивно, а именно на основе очень грамотной, расширенной аналитики пользователей банковских продуктов и услуг, а это тоже невозможно без анализа огромных IT-данных, которые проходят через наши платежные системы и так далее. Это одно из довольно сложно выполнимых требований, но, тем не менее, за этим тоже будущее.
Н. Прянишников: Мне у Оксаны понравилось два приоритета для IT: time to yes и time to cash. Мне кажется, что если время будет сокращаться до момента принятия решения, это будет впрямую влиять на бонус IT-директора. Правильно я понял?
К.Татаринов: Я бы хотел добавить опасность, которая существует у бизнеса и которую мы реально видели, к сожалению: когда тенденция развития технологий опережает тенденцию развития бизнеса за счет недостаточных инвестиций в развитие IT. Мы это видели по всему миру среди многих ритейлеров, которые фактически отстали от покупателей. Мы это видели в производственной среде, когда реальности рынка требовали совершенно другого стиля производства, и бизнес не мог в принципе на это реагировать. Понимание того, что мы отстали от рынка, приходит, как правило, очень быстро, и оно очень быстро сказывается на вашем балансовом счете и на вашей отчетности.
Ведущий: Но инвестиции в "догонялки" обходятся дороже, чем своевременные инвестиции в бизнес.
К.Татаринов: Современные технологии, в том числе те, которые мы обсуждаем на этой конференции, позволяют догнать и уйти вперед достаточно быстро. Эта быстрота внедрения и реализации, "облачные" вычисления, доступ к гигантским массивам данных при достаточно планомерном, правильном и умном инвестировании и расстановке приоритетов позволяют быстро выйти вперед. Мы также видели примеры организаций, которые сумели достаточно быстро перестроить уровень инвестиций и уровень людей, догнать и перегнать конкурентов на рынке.
Ведущий: Обращусь к залу. У нас сегодня есть одна проблема: бизнес, который с нами сегодня встречается, и представители IT, которые участвуют в диалоге, - несколько разные весовые категории. Скажем, сейчас спросить у Евгения Чаркина о выводе на рынок каких услуг идет речь в "Росатоме", будет не очень правильно. Давайте, чтобы зал не скучал - у вас как у IT-директоров есть какие-то вопросы к бизнесу или к коллегам по IT?
(Продолжение слов ведущего): Если нет, я продолжу. Наверняка вам приходилось слышать, что CIO расшифровывается еще и как Career Is Over. Казалось бы, хороший выход из положения для IT-директора для карьерного роста – стать управленцем знаний, или визионером, как мы говорили. Но дальше возникает вопрос: а это управление знаниями корпоративными - прежде чем управлять, знает, как управлять? Но главный вопрос в другом: а бизнесу это нужно? Кто-нибудь из наших экспертов до этого состояния дошел, когда хочется управлять корпоративными знаниями и в этом ключе представать перед бизнесом?
С.Шашурин: Мне удалось в своей карьере в такой роли поработать. Я считаю, что это вполне правильная позиция для CIO – это движение в управление знаниями. Прежде всего, было сказано, что CIO – это переводчик. Если вы стали хорошим переводчиком, можете перевести на язык бизнеса любую самую сложную вещь. А если вы можете ее объяснить, значит, вы и есть визионер, то есть вы имеете картину, которая описывает ситуацию вашего бизнеса, вашу компанию. Здесь важный момент – не переборщить. Потому что можно, вводя определенные идеи, определенные термины, просто получить непонимание. Здесь важны шаги, то есть потихоньку, по шагам объяснять те понятия, которые могут быть для ваших коллег по бизнесу сложными, через архитектуру, через какие-то понятные аналогии. Сегодня мы обсуждали вопрос: муж-жена, общий дом, дети - на каких-то простых вещах. На мой взгляд, это тот путь, по которому идет каждый CIO, это тот путь, по которому надо идти, и в общем для меня сейчас работа как раз заключается в том, чтобы соединить те знания, которые были накоплены как CIO, и приложить их к бизнесу уже как операционному директору.
Я хотел бы сказать чуть-чуть о другом аспекте управления знаниями. Я попросил микрофон, потому что для меня эта тема сейчас очень актуальна. Я пытаюсь доказать своему руководству необходимость финансирования одного очень крупного проекта. Это связано с нашими проектами за рубежом по добыче. Одна из крупнейших проблем - кадровая, потому что комплектация происходит в условиях международных команд. Приходят люди с разным культурным уровнем - кто из Shell, кто из Shevron, кто из России. Набор рабочих происходит, например, в Ираке, и, хотя мы набираем молодых ребят после университета (опыт отсутствует), и фактически один из рисков в добыче, который мы сейчас видим, - это обеспечить тот уровень технологической зрелости, ниже которого компания не провалится. При том, что мы набираем тысячи людей с нуля. С этой точки зрения я очень большое значение придаю некоему проекту, составной частью которого является экспертная система, основанная на управлении знаниями. Система должна подсказывать операторам нефтедобычи принимаемые решения на основе накопленного опыта и не давать провалиться в откровенной ошибке. Понятно, что знающий инженер и без этого справится, но я исхожу из того, что знающих инженеров будет все меньше.
Я не утверждаю, что решение этой задачи именно в сфере IT, и что управление знаниями - это моя сфера. Но я как раз занимаюсь тем, чтобы в производстве создать систему управления знаниями и потом передать ее, пусть даже производство само ее и развивает. Но тема очень важная. Я считаю, что вообще кадровая проблема - по-моему, проблема текущего периода развития бизнеса во всем мире. Управление знаниями - один из ответов.
Я не очень верю в какую-то бешеную эффективность IT. Я много раз сталкивался с тем, что выдающиеся люди в своей профессии легко переплюнут любой компьютер, любую систему. Но я верю в то, что информационные технологии определеяют уровни качества, ниже которых компания не провалится при любой кадровой чехарде. Я знал бухгалтера, которая помнила всех сотрудников, все их зарплаты и в уме все это могла начислять. Когда я предлагал систему расчета зарплаты, мне директор сказал: "Зачем? У меня же есть такая сотрудница". Я говорю: "Хорошо, а если она уйдет на пенсию?" В итоге я, правда, его убедил. Как только он представил, что она уходит на пенсию, то сказал: "Ладно, внедряй".
Сейчас экспертная система, я считаю, - это одно из направлений, которые надо развивать именно в связи с кадровыми вопросами.
А.Эзрохи: Пожалуй, управление знаниями – это одна из многочисленных задач CIO. Все-таки я настаиваю на том, что CIO – это не совсем исполнительное подразделение, которое сидит с большими ушами и ждет, когда его что-то просят сделать или возникнет в нем необходимость. Это в первую очередь один из руководителей организации. Он такой же руководитель, как и главный Risk Officer, или главный финансист, или главный Head of Sales.
Ведущий: Только одна разница - к этим достойным людям определение Career Is Over не подходит.
А.Эзрохи: Мне кажется, здесь очень много человеческого фактора, создание имиджа вечного просителя инвестиций, причем абсолютно невероятных и нереальных. Пожалуй, мы как IT-директора, IT-лидеры создаем этот образ себе сами и сами же придумали себе эту прекрасную поговорку, что Career is Over. В действительности это отнюдь не так. В моем понимании CIO - это определенная роль, на которую человек идет весьма осознанно. CIO волею судьбы я в своей жизни знал не так много. Если говорить о каком-то процессе в любой организации, это некий конвейер. Каждый из руководителей, по сути, вносит те ресурсы, которыми он владеет. В данном случае CIO вносит те ресурсы в виде информационных технологий, которые движут весь этот бизнес-процесс. Ровно так же, как Head of Sales вносит какие-то технологии продаж и т.д. Поэтому традиционно этот образ недоруководителя, недопартнера, наверное, мы создаем сами, и бороться нужно внутри своей головы для начала. И тогда все получится.
Ведущий: Коллеги, вам есть что добавить? С точки зрения бизнеса - что вы могли бы ожидать от управления знаниями?
М.Скляров: Во-первых, я поддержку предыдущего оратора в том, что Career Is Over - это скорее такая проблема внутри головы человека, чем реальность. Действительно, CIO - это один из крупных руководителей компании. Входящий или не входящий в совет директоров - это другой вопрос, но, тем не менее, у него есть огромный ресурс. И от того, насколько он эффективно использует этот ресурс, насколько этот ресурс востребован, насколько правильным языком доносятся до бизнеса инициативы, насколько глубоко CIO разбирается в бизнес-процессах, насколько он сам себя видит в роли инновационного менеджера, и насколько он видит себя в роли человека, который управляет знаниями компании, настолько же и бизнес будет его воспринимать.
Опять же, чтобы тебя воспринимали в такой роли, ты должен сам себя в ней осознать. Поэтому я думаю, что Career Is Over - это абсолютно неправильно. С таким же успехом можно сказать, что и CFO - Career Is Over, и Chief Marketing в офисах - Career Is Over. Я не вижу здесь какой-то принципиальной разницы между информационными технологиями, финансовыми технологиями, маркетингом и другими функциями в компании. Наверное, когда бизнес больше зависит от информационных технологий и тип бизнеса в этом плане больше ориентирован на IT, шансов у CIO оказать влияние на бизнес больше.
Но, тем не менее, это все-таки вопрос, насколько сам человек готов к этой роли, насколько он сам ее осознает и инициирует. А бизнес, я думаю, всегда откликнется на те инициативы, которые на него благотворно влияют.
Ведущий: Ох, устами этого бизнеса с IT бы беседовать всегда.
О.Панченко: Соглашаюсь с предыдущими выступающими. Конечно же, это вопрос бизнес-лидера, это вопрос персоналии, а банковский бизнес - это еще раз, простите, повторяюсь, бизнес высокотехнологичный. Поэтому быть бизнес-партнером в принятии решений, вести организацию определенным образом к тому, что можно реализовать на данном этапе, как согласовать ожидания бизнеса и развитие.
Еще очень важно, наверное, для любой организации с точки зрения IT мы забываем, что есть клиенты внешние, на которых мы работаем, зарабатывая свою прибыль, естественно, это наша зависимость от технологии, от статуса развития, а есть клиенты внутренние. И от качества обслуживания внутренних клиентов зависит то, как будут продвигаться и внешние технологии. Здесь очень важный момент, чтобы бизнес-лидер был еще и тем самым центром принятия решений и некой путеводной звездой, ориентиром для сотрудников, потому что между внутренними и внешними клиентами различий быть не должно.
Н.Прянишников: Я настолько люблю CIO, что при словах Career is Over прямо со стула чуть не упал. Но мне представляется такой проактивный стратегический руководитель, проактивный член правления. Мне кажется, это движение в сторону проактивной позиции будет востребовано. Просто часто действительно к CIO приходят и просят, а он всегда говорит: "Это долго, это дорого" и т.д. CIO находится в курсе всех дел бизнеса и сам предлагает готовые решения, например, как работать с клиентами. Клиенты все разные, не секрет, что во многих бизнесах правило Парето действует: 20% клиентов приносят 80% доходов. Как, например, с помощью CRM и BI сделать так, чтобы работать лучше с этими клиентами? Это как раз CIO может предложить. Или как победить конкурента? Или как оптимизировать затраты, но без ущерба для бизнеса? И здесь такая визионерская позиция человека, который знает, как развивается мир, в том числе технологии и другие моменты, инициирует изменение стратегии бизнеса, мне кажется, тогда все встанет на свои места. И в бизнесе CIO будет занимать самое достойное место.
К.Татаринов: Должен сказать, что я впервые услышал расшифровку CIO как Career Is Over, и для меня это просто удивительно. Наверное, это какая-то местная специфика.
Ведущий: Отнюдь.
К.Татаринов: Кроме того, я хотел бы поставить дополнительный акцент на двух технологических тенденциях, которые только что упоминались. С нашей точки зрения они очень важные, мы их ставим в приоритет. Я бы хотел поделиться с аудиторией, насколько с нашей точки зрения это важно.
В первую очередь это создание правильной базы знаний для организации - как внутренней, используемой для поднятия профессионализма внутренних сотрудников, так и внешней, позволяющей более планомерно обслуживать клиентов.
Ведущий: То есть то, о чем говорил Сергей Шашурин.
К.Татаринов: Да. Эта тема - очень важная. Платформа для создания базы данных, естественно, должна быть разработана технологами, в данной ситуации это CIO. Также, обсуждая эту базу знаний для организации, большое внимание должно быть уделено технологиям искусственного интеллекта, а также созданию систем глубокого машинного самообучения. Правильная система знаний связана с большими данными, с огромными потоками информации, и без такого машинного самообучения, без автоматического распознавания новых шаблонов построить эту систему практически невозможно. Это еще одна тенденция, которую мы видим очень быстро развивающейся. Эта тенденция, которая опять-таки, с нашей точки зрения, еще ближе связывает CIO и бизнес, поскольку шаблоны и новые тенденции бизнеса должны идти из бизнеса, а платформы для их реализации должны идти от IT, и разрабатываться это должно вместе.
Е.Чаркин: Добавлять уже тяжело, тем более Кирилл уже практически все рассказал. IT-lиректор - это один из руководителей предприятия, который обладает экспертизой в области информационных технологий.
По поводу управления знаниями могу сказать, что информационные технологии представляет инструменты для управления знаниями всех руководителей направлений предприятия. Невозможно сделать IT-директора управляющим знаниями. Знание – это общее достояние.
Е.Чаркин: У нас в госкорпорации (на самом деле это не корпорация, а отрасль) вопрос управления знаниями стоит, может быть, острее, чем у всех здесь присутствующих, поскольку перед нами стоит задача, с одной стороны, сохранить колоссальный потенциал, который есть и был накоплен десятилетиями в России. А потенциал этот в первую очередь находится в мозгах людей, которых очень много. И задача, с одной стороны, их объединить путем внедрения системы управления знаниями, помочь найти нужного человека среди этого огромного количества светлейших голов. Действительно, в отрасли есть колоссальные умы, которых нигде в мире нет. Это одна из первейших задач CIO госкорпорации, которую я перед собой вижу. С другой стороны, задачи, которые стоят предо мной, сродни задаче, о которой говорил Сергей, - это глобальная экспансия, поскольку "Росатом" имеет перед собой задачу плотно закрепиться и активно выйти на международные рынки. Если мы не научимся качественно делать проекты, качественно строить, качественно проектировать, в срок, в бюджет, эффективно - ничего этого не будет. В этом аспекте система управления знаниями - мощнейший инструмент, который позволит это сделать.
Вопрос: Я нахожусь в несколько затруднительной ситуации. Тот портрет IT-директора, или CIO, который мы сегодня нарисовали, у всех очень индивидуален. Каждый, говоря об этом вообще, имеет в виду что-то очень конкретное, личное и свое. Может быть, это и правильно.
(Продолжение слов ведущего): Перед тем, как попросить активировать в третий, заключительный, раз ваши приборы для голосования, попрошу вывести на экран вопросы о том, по какой модели будут развиваться взаимоотношения IT и бизнеса в будущем.
Я объясню, почему мне кажется, что это важно. Мы все много говорим о том, что мы живем в век стремительных перемен. Но справедливости ради надо признать, что даже мы, люди, которые работают на передовых рубежах цифровых технологий, не всегда понимаем масштаб и темп этих перемен.
Я поясню примером. Футуристическим, кошмарным, но, тем не менее, вполне реальным. Я довольно активно веду работу в социальных сетях. Facebook - это та среда, в которой я пропадаю довольно много времени. Публикую свои статьи, собираю комментарии, ищу спикеров, темы, новости и проч. Но наверняка вы видели таких странных людей со стороны IT и бизнеса, на которых смотришь, и непонятно, где у них пирсинги переходят в гаджеты, а гаджеты - в татуировки. Вот такие забавные есть ребята, которым однажды придет в голову такая мысль - вписать в Facebook строчку поисковика. И пусть он будет работать плохо или не будет работать вообще - бизнес компании Google резко упадет вниз. Это пример того, как технологии влияют на бизнес. В этой среде, на мой взгляд, трезвая оценка плюсов и минусов от информационных технологий имеет очень большое значение. Мы сегодня говорили о том, как важны технологии для бизнеса, но мы не говорили о том, как они могут быть опасны.
Кирилл, можно прокомментировать именно вопрос осторожногоь использования технологий?
К.Татаринов: Любое неправильно использованное средство может принести много вреда – как в жизни, так и в технологиях. И информационные технологии, которые неправильно контролируются, могут принести достаточно серьезный вред корпорации. Очень много примеров на мировом рынке, эти примеры существовали даже у нас внутри корпорации Microsoft, в частности, люди неправильно пользовались социальными сетями внутри корпорации и совершенно непреднамеренно выдавали секреты корпорации наружу, публикуя свои мнения, информацию. Это очень актуальная тема: как на самом деле вести себя в мире, который безумно открыт, когда люди к этому совершенно не подготовлены, как этих людей подготовить, при этом делая это так, чтобы не представить себя неким ограничителем этих новых возможностей, продвигать бизнес вперед, давать пользователям новые возможности, но при этом не навредить бизнесу за счет того, что они этим пользуются. Вопросы безопасности, идентификации пользователей выходят на совершенно другой уровень сложности и вводят совершенно новые требования к работе с IT.
Е.Чаркин: Я бы еще добавил в плане угроз: наверное, все помнят историю с Бушером (АЭС "Бушер") в том году. На мой взгляд, очень серьезная опасность, которую сейчас во многом мир недооценивает, - это фактор того, что и телеком, и IT-системы, и локальные сети все больше интегрируются и все больше и больше доходят до производства. Вопрос кибер-безопасности, на мой взгляд, по-прежнему недооценен, а очень напрасно. Можно, конечно, пытаться физически разделять сети, оставить в отдельном помещении компьютеры, но мы все прекрасно понимаем, что это до поры до времени. Все равно прогресс идет, какие бы ни были требования законодательства, безопасности, все равно прогресс идет, и все равно уровень интеграции будет повышаться, будут внедряться новые IT-решения. Мне кажется, что за всем этим мы не очень следим за угрозами, которые таят в себе технологии. Причем не только мы, а и профильные службы, которые должны следить за этими угрозами, а именно - сотрудники службы безопасности.
То, что я наблюдаю, работая в промышленности, - это достаточно тревожный факт, что развитие и технический прогресс, которые дают новые возможности для бизнеса, с одной стороны, а с другой - открывают новые угрозы, появляются и растут гораздо быстрее, чем знания, навыки и компетенции людей, которые должны охранять безопасность. Я бы заострил внимание на этом аспекте как на достаточно серьезной угрозе для всех.
Ведущий: Думаю, что с этим трудно поспорить, но для компании "Л'Этуаль" этот пример кибер-угроз звучит как из другой жизни. Хотя опять-таки ваша отрасль может стать нашей отраслью. Мне понравилась эта фраза.
Ведущий: Кирилл, наверняка ваша была инициатива ввезти в Россию технологии Collaboration – коллективные работы, удаленной коллективной работы людей, когда сотрудники становятся аутсорсерами для своей собственной компании. В результате появилась модель, когда люди могут работать в любой точке миры – хоть на Гоа, хоть в Антарктиде, оставаясь в корпоративном пространстве. Но это привело к тому, к чему не все еще готовы: люди начинают работать на несколько компаний, иногда на конкурентов.
Ведущий (продолжение): И причем это не всегда бывает чем-то страшным. Пример итальянских дизайн-бюро, которые делают дизайны для конкурентных моделей автомобилей, или голландские дизайн-бюро, которые делают дизайн салонов для Boeing и Airbus, не является чем-то уникальным. Это нормальная ситуация. Но в результате получается картина мира, когда мы на себе ощущаем информационный бум. Никто из нас уже не может оценить всю информацию по нашей специальности, по нашей тематике, которая появляется в мире или вокруг нас. Вступают в игру те же самые технологии, которые отбирают наиболее актуальные новости, наиболее актуальную информацию, а на наименее интересную рекомендуют не обращать внимания. Профессиональные сообщества приходят на смену корпоративной этике. Это действительно так? Или это наблюдение со стороны?
К.Татаринов: В какой-то степени это действительно так. Развитие технологий ускоряется с каждым годом, мы это все видим, это все произошло на нашей памяти. Это толкает вперед те структуры – правовые, структуры защиты интеллектуальной собственности, которые сейчас находятся на догоняющей стадии. Если посмотреть на "облачные" вычисления, те стандарты и те лучшие практики, которые существовали в "дооблачном" мире, сейчас должны перейти на "облако". Те средства безопасности, которые существовали в "дооблачном" мире, должны быстро развиваться, чтобы выйти на уровень этого "облака". Все системы и структуры безопасности данных и сохранения этих данных в "дооблачном" мире должны выйти на уровень "облака". Все это должно развиваться быстрее, быстрее и быстрее. Это толкает весь мир к еще более быстрому развитию. Некоторые люди называют это quickening, это двоякий термин, такое впечатление, что мы живем в этом состоянии.
Возвращаясь к нашей основной теме – взаимодействия IT и бизнеса, я буду продолжать свою линию единения и единства, потому что это на самом деле исходит от самого человека, и конкурентоспособность, и способность быстро развиваться, схватывать что-то новое приходит от людей, а не от IT, бизнеса, она приходит от людей. Если люди хотят быть впереди, хотят знать что-то новое, развиваться, они будут это делать, будь они в бизнесе или в IT отрасли – это уже не важно. Все исходит от людей. Именно на этом мы основываем наши основные политики, когда мы выводим наши технологии, работаем с нашими заказчиками – мы ориентируемся на людей, потому что от них все исходит.
Заключительное слово ведущего.
Нам пора закругляться, я позволю себе подытожить. Проблему того, что бизнес не слышит или слышит не так IT специалистов, почувствовали на себе все-таки не айтишники, а журналисты. Бизнес не читает специализированную прессу, посвященную IT. С другой стороны, а что он читает? Бизнес читает свою прессу, которая пишет о красивых современных технологиях, например, "облаках", где с точки зрения IT написаны страшные вещи. Есть примеры, когда от IT кому-то удалось отказаться - этих странных людей, которые хотят денег, странно выглядят, говорят на странном языке можно увести в "облака". Но в этой прессе не описано всего подводного массива айсберга, которого не видно из-за деловой прессы. Возникает странная ситуация: как не подставить бизнес подобными красивыми историями?
Для этого у меня есть другой пример, когда во времена холодной войны президент Рейган позволил себе публичное заявление. Он сказал тогда, что ракету, пущенную с подводной лодки, в случае неудачного запуска или старта можно будет потом обратно возвращать на место. Эту глупость потом никто не повторял. Наоборот, нашлись люди в его окружении, которые поправили его и сказали: "Нет, это не так, это надо понимать иначе". Мне кажется, около бизнеса должны быть люди, чьему мнению он может доверять. В том числе и в использовании информационных технологий, чтобы не подставить бизнес, а вывести его на новые уровни, новые рынки и дать ему новые преимущества.
Насколько мы смогли сегодня об этом договориться, какие рекомендации и советы мы могли получить - не знаю. Все в наших руках. Спасибо, что были с нами!