Круглый стол «Средний и малый бизнес: от малого – к бизнесу»

Обсуждаемые вопросы:

  • перспективы развития среднего и малого бизнеса в России, его роль в экономике страны;
  • насколько разрешимы проблемы, которые стоят перед компаниями среднего и малого бизнеса;
  • какие существуют IТ-инструменты для сокращения расходов, модернизации и конкурентной борьбы представителей среднего и малого бизнеса;
  • миграция в "облака": оценка готовности российского рынка к широкому распространению облачных технологий;
  • как с помощью IT-решений модернизировать бизнес и оптимизировать расходы;
  • какие проблемы решит "облако"

Участники:

  • Лариса Паутова, директор проектов Фонда "Общественное Мнение";
  • Максим Фролов, руководитель подразделения по работе с СМБ компании Microsoft;
  • Владимир Удалов, руководитель направления корпоративных продуктов в странах развивающихся рынков "Лаборатории Касперского".

Вступительное слово ведущего.

Добрый день! Мы приветствуем посетителей сайта РБК, журналистов, собравшихся в пресс-центре медиахолдинга, и наших гостей. Сегодня нам предстоит обсудить роль среднего и малого бизнеса в экономике страны, понять, какие у него перспективы, и насколько эффективны IТ-инструменты для сокращения расходов, модернизации и конкурентной борьбы представителей этого сегмента экономики.

В ходе нашего "круглого стола" прозвучат ответы на вопросы пользователей сайта www.rbc.ru. Журналисты также смогут задать свои вопросы как в режиме удаленного доступа, так и непосредственно в пресс-центре сразу после нашей основной части дискуссии. В ней примут участие:

  • Лариса Паутова, директор проектов фонда "Общественное мнение";
  • Максим Фролов, руководитель подразделения по работе с средним и малым бизнесом (СМБ) компании Microsoft;
  • Владимир Удалов, руководитель направления корпоративных продуктов в странах развивающихся рынков "Лаборатории Касперского".

Вопрос: Максим, насколько мне известно, по заказу компании Microsoft проводилось исследование субъектов малого и среднего бизнеса, в котором они пытались оценить свою роль в экономике страны. Что оно показало?

М.Фролов: Мы проводили это исследование не только в России, а по всему региону ЕБВА - Европа, Ближний Восток и Африка. Целью исследования было понять две ключевые вещи: как себя позиционирует, как себя видит в экономике малый и средний бизнес, для того чтобы определить нашу стратегию, направленную по повышение эффективности данного сегмента бизнеса. Данные исследования были очень интересные, они показывают, что малый и средний бизнес в большинстве стран - это сердце экономики. В некоторым странах его доля в ВВП достигает 90%. К сожалению, в России, по разным оценкам, у нас нет четкой оценки доли в ВВП малого и среднего бизнеса, но эта доля не более 25%. У нас по данным, опубликованным недавно BNP Paribas, госсектор занимает больше половины экономики. В то же время в большинстве стран Европы, Ближнего Востока, Африки малый и средний бизнес считает, что он и есть основа экономики, что он действительно влияет на тот вектор, который направляет экономику той или иной страны.

Это сегмент, важность которого сложно переоценить. Соответственно в применении к России, учитывая, какую маленькую долю занимает данный сегмент, мы всерьез настроены этому сегменту помочь сделать качественный скачок, чтобы начать занимать долю в экономике, сравнимую с развитыми странами.

Вопрос: Данные, которые были только что озвучены, насколько стыкуются с теми данными, которые имеет ваш фонд?

Л.Паутова: Данные не противоречат. И действительно, это тренд, который характерен и для России. К сожалению, мы, конечно, отстаем по доле малого и среднего бизнеса, и это вечная тема, которую поднимают экономисты, социологи, малый бизнес и чиновники. Но я хотела бы сегодня и одну радостную цифру произнести. Мы говорили долго, что люди не идут в малый бизнес, потому что они морально не готовы. Долгое время после советских времен было негативное отношение к бизнесу и предпринимательству. И вот сегодня на сайте ФОМа появилась цифра, показывающая, что за 10 лет значительно улучшилось отношение россиян к предпринимателям, к бизнесу. Мы можем поздравить и малый, и средний, и крупный бизнес. 68% россиян сейчас говорят, что предприниматели и бизнесмены – это хорошие люди, и к ним можно относиться хорошо. Это уже на 10% выше, чем 10 лет назад, то есть каждое десятилетие по 10% мы видим такую положительную динамику, и это очень хорошо. С другой стороны, россиян и предпринимателей спрашивают, какие условия для развития малого и среднего бизнеса в нашей стране? И здесь мнения разделились, естественно. 30% считают, что плохие условия, примерно, 30% считают, что хорошие условия, 30% вообще не знают, какие условия, потому что это достаточно такой экспертный вопрос. Что тревожит? Как раз малый и средний бизнес чаще говорят, что ужасные условия, там доля скептиков выше 50%. Молодежь, активные группы, средний класс, которые бы могли из офисного пролетария перейти в малый и средний бизнес, считают, что условия плохие. Эта цифра, которая постоянно тиражируется социологами. Мы проводили исследования собственного бизнеса – 250 компаний под таким акцентом на IT – 250 компаний с разным количеством компьютеров, PC и ПО, и, что важно, много проблем у бизнеса. Жалуются, конечно, как всегда, на коррупцию, на конкуренцию, на нестабильную финансовую ситуацию, все боятся кризиса, но, тем не менее, в ситуации тотального неудовлетворения ситуацией мы видим, что и малый, и средний бизнес строят планы. Они надеются в следующем году, прежде всего, вырасти, стабилизировать ситуацию, а самые дальновидные хотят еще и повысить собственную эффективность. Чем крупнее компания, тем она больше желает наладить внутри эффективность. Чем меньше компания, тем больше она желает побороть, наконец, конкурентов и расширить выбор. Соответственно, мы можем сказать, что и много хорошего, и много плохого сейчас в жизни малого и среднего бизнеса. Думаю, что сегодняшний разговор покажет, какие еще внутренние препятствия есть.

Вопрос: Если говорить о внутренних препятствиях, как чувствуют себя сами предприниматели? С какими проблемами сталкиваются? Кто внутренний враг?

Л.Паутова: Если отбросить вечную коррупцию, которая, на мой взгляд, перерастает в национальную страшилку, то основной враг - это сам предприниматель. Он говорит: "Мне не хватает компетенции, мне не хватает знаний, научите меня – как". Если говорить про малый и средний бизнес, а это чаще всего люди молодого и среднего возраста, то они говорят: "Мы просто не знаем, как". СМИ говорят о том, "как стать звездой", "как стать политиком", "как войти в "Единую Россию" и стать политиком", а как стать предпринимателем, сейчас говорят больше, но все-таки мало. Поэтому основная проблема, и это рынок для IT и для СМИ, - это проблема вовлечения, просвещения, это попытка зажечь и научить.

В.Удалов: Я бы добавил, что все проблемы малого бизнеса мы также пытались со своей точки зрения изучить. Мы проводили исследования в 22 странах мира как раз в сегменте SMB. Сегодня во время разговора я будут представлять некоторые цифры из этого исследования. В том числе у нас была возможность сравнивать ответы представителей SMB в России и, например, агрегированно - представителей SMB в Европе и США.

Вопрос: Присоединение России к ВТО принципиально изменит ситуацию на рынке. Многие предприниматели окажутся не готовыми к конкурентной борьбе с европейскими и мировыми компаниями: во многие сегменты рынка придут новые товары, которые и по цене, и по качеству будут лучше "родных". Какую стратегию выбрать предприятиям малого и среднего бизнеса для расширения бизнеса и удержания своих позиций? За счет чего можно модернизировть бизнес и вместе с тем оптимизировать расходы?

М.Фролов: Слово "модернизация", как говорят сегодня, - "в тренде". Но вы затронули очень хороший вопрос, потому что я думаю, что большинство из участников данного сегмента рынка еще до конца не осознают масштабы (не бедствия) последствия вступления России в ВТО. Появятся ведь не только дешевые товары или те товары, которые здесь производятся. Появятся услуги принципиально нового качества и другого уровня. Если мы в целом посмотрим, что двигает этот рынок в сторону улучшения качества либо удешевления стоимости предоставляемых услуг, либо товаров, то это, конечно, IT. Вообще у меня есть такое впечатление, что IT настолько плотно проникает день за днем в нашу жизнь, что мы как потребители уже не можем даже представить нашу жизнь без IT. Что мы делаем, когда просыпаемся? Мы проверяем, что у нас там в почте, что пришло на мобильный телефон. Все рабочие процессы завязаны в той или иной степени на IT, чем бы люди не занимались – выпечкой хлеба, прачечными услугами, рекламой или производством бетона, то есть IT везде.

Конечно, та проблематика, которую мы хотели бы адресовать и посоветовать всем компаниям среднего и малого бизнеса, - обратить внимание на то, как они используют IT. Для них IT – это что? Это расходная статья их бюджета, необходимая нагрузка или же это инвестиции в повышение эффективности. Как они это используют? Как повышение нагрузки на оборотный капитал, если говорить уже об экономике любого бизнеса, или же это все-таки перенос на операционные расходы. Почему я эту тему затронул? Представьте себе обезличенное среднее предприятие, в котором работают 30 сотрудников, у каждого есть ПК, в компании есть та или иная IT-инфраструктура. Скорее всего, она собиралась по кусочкам и позволяет закрывать какие-то минимальные потребности и вряд ли способна дать компании преимущества по сравнению с конкурентами, потому что у них ровно тоже самое. А для того чтобы создать эту инфраструктуру, начать использовать IT как инструмент повышения эффективности собственного бизнеса, надо как минимум в этом разбираться, иметь квалифицированного человека, а о голоде на квалифицированные кадры уже говорилось. Конечно, надо быть готовым понести довольно серьезную нагрузку на оборотный капитал, потому что все это надо купить, и даже если привлечь внешне финансирование, все равно за это надо платить.

Мы как одна из лидирующих компаний в IT-индустрии считаем, что малый и средний бизнес должен расценивать IT как операционный расход. Поэтому мы повсеместно пропагандируем идею перехода в "облако". Думаю, что все слышали определения "облако", "облачные" технологии, "облачные" вычисления. Но мой личный опыт попыток поговорить со своими друзьями, которые являются представителями малого и среднего бизнеса, с нашими клиентами, натолкнул меня на мысль, что не все понимают, что это такое и с чем его едят.

Во-первых, "облаком" мы все уже в той или иной степени пользуемся, будь то публичная почта или услуги, которые мы получаем внутри какой-нибудь большой компании, куда мы ходим на работу. То есть "облако" есть уже везде. Но говоря об "облаке" как о средстве для малого и среднего бизнеса сэкономить деньги, повысить эффективность, мы это себе видим очень просто: нет смысла вкладываться в дорогостоящую IT-инфраструктуру, платить за нее 3-5 лет, и через год она уже, скорее всего, устареет, когда можно путем подписки, назовем это так, получать все те же самые услуги IT-инфраструктуры, да еще и самые современные. У нас есть специальный продукт для малого и среднего бизнеса, называется он Office 365. Это продукт, который, по сути дела, отвечает на эти вопросы, но об этом я скажу позже. Смысл очень простой – то, к чему мы призываем малый и средний бизнес, это внимательно взглянуть на то, сколько ваши сотрудники тратят денег на командировки. Может быть, используя небольшую инвестицию в IT, да еще и перенесенные операционные расходы, можно все это заменить видеоконференцией вместо каких-то внутренних совещаний? Компании малого и среднего бизнеса уже давно имеют разветвленную сеть, как партнерскую, так и сеть собственных сотрудников по всей России. Это может быть один человек, сидящий в Краснодарском крае, другой – где-то на северо-западе, но это факт. И для того чтобы им всем собраться и обсудить либо стратегию развития, постановку задач, либо повысить профессиональный уровень сотрудников, их всех надо где-то собрать.

Все очень просто. На самом деле современные технологии, в частности, Office 365, позволяют это сделать в режиме видеоконференции. У нас есть даже примеры наших клиентов, которые делали даже подсчеты экономические этой эффективности. А экономическая эффективность говорит о следующем, что если выбрать продукт по подписке, то есть это Office 365, то вместо инвестиций в IT-инфраструктуру, то в том же самом горизонте, в каком пришлось бы платить за создание это инфраструктуры, в ее развертывание и поддержку в течение, например, трех лет, то экономия может быть в два раза и больше.

Вопрос: У фонда "Общественное мнение" есть специальное исследование, посвященное готовности российского малого и среднего бизнеса работать с "облачными" технологиями? Что выяснилось интересного?

Л.Паутова: Нам было интересно узнать, насколько малый и средний бизнес понимают, что такое "облака", и насколько типична ситуация, когда человек живет в "облаке" и не знает, что он в нем, как Максим говорил, как тот господин Журден, который не знал всю жизнь, что он говорит прозой, и оказалось, что данные очень противоречивые.

Мы уже говорили, что малый и средний бизнес не в первых рядах, но все-таки мечтает повысить эффективность: 33% представителей малого и среднего бизнеса, которых опрашивал фонд, говорят: "Надо повышать эффективность". Поскольку у нас было смещение в сторону руководителей и IT-директоров, то они понимали, что эффективность - это прежде всего IT. В этом смысле, Максим, они понимают отчасти то, что Вы говорили. На вопрос, готовы ли какие-то новшества в свои IT-технологии привносить, естественно, - никто не хочет быть консерватором, 74% опрошенных говорят: "Готовы внедрять новое". Потом вопрос в лоб: "А "облачные" технологии вы готовы внедрять или нет?". 16% опрошенных айтишников говорят: "Да, мы хотим применять, использовать, уже внедряем "облачные" технологии". Спрашиваем: почему хотите, почему не хотите? Тут очень интересная обыденная психология: "Хотим, потому что это повысит эффективность нашего бизнеса и защит безопасность данных"; "Не хотим, потому что это не повысит эффективность бизнеса, это опасно для безопасности наших данных".

Что меня смущает? Нет различий между совсем малым бизнесом - маленькими компаниями до 25 человек и представителями уже среднего бизнеса, где большое количество компьютеров и сотрудников. По идее, малые компании должны использовать очень активно, потому что это конкурентное преимущество, потому что благодаря "облакам" ты становишься более активным, мобильным, можешь как-то найти место под солнцем рядом с крупными монстрами – средним и крупным бизнесом. Мы не заметили, что наши представители среднего и малого бизнеса вообще понимают и готовы. Они, конечно, используют почту более активно, чем более крупные компании, но тем не менее, мне кажется, что все это напоминает некое айтишное рукоделие – где-то что-то посмотрел в интернете, установил, то есть уровень IT-продвинутости, как показало исследование ФОМа, зависит от размера компании. Чем крупнее компания, чем больше айтишников, чем более профессиональный IT-директор, тем более хорошо, основательно чувствует себя на IT-рынке и в IT-технологиях. Малые компании, вчерашние студенты, стартаперы по индексу IT-продвинутости уступают, то есть они идут не впереди, не в средних рядах, они отстают. Мне кажется, что это большая проблема.

В заключение я подведу к такой просветительной мысли, что надо с этим делать. Но я думаю, что об этом надо чуть позже сказать.

Вопрос: Владимир, поскольку респонденты фонда "Общественное мнение" говорят, что опасаются иногда "облаков", от Вас должен последовать комментарий.

В.Удалов: Максим сказал очень интересные слова о том, что сегодня современные компании все более зависят от информационных технологий. Это действительно так. Это, с одной стороны, хорошо, а с другой - плохо. Хорошо, потому что все эти современные "облачные", мобильные технологии являются драйвером для роста бизнеса, дают конкурентные преимущества. А плохо то, что компании, будучи сильно зависимыми от информационных технологий, испытывают определенные риски, если по какой-то причине эти технологии будут недоступны. Или если представить, что 10 лет назад компания потеряла доступ к почте – небольшая проблема, тогда были факсы еще в моде, бумажный документооборот, и это не было какой-то катастрофой. Сегодня информационные технологии настолько тесно переплетены со всеми бизнес-процессами, что если на секунду представить, что почта недоступна, то это катастрофа, а если доступна конкурентам со всеми списками клиентов и конфиденциальными данными – это катастрофа вдвойне. Все эти технологии дают замечательные преимущества, но что означает для бедняги IT-специалиста, администратора? Обычно это один человек в типовой компании из 30 человек - вряд ли там два айтишника. И это добавление все новых мобильных устройств, операционных систем, новых "облачных" технологий для него означает, что он должен больше делать за то же количество времени. Для него это означает, что он должен большее количество технологий, каналов связи защитить за тот же бюджет или меньший бюджет и за тот же объем времени.

Проблема не в том, что нет технологий, которые бы позволили защитить все. На рынке много хороших решений, которые позволяют защищать и ноутбуки путешествующих сотрудников, и планшетные компьютеры сотрудников, которые из дома повесят почту. Все эти технологии есть. Но проблема большинства современных технологий в том, что они разрознены, сложны, то есть это набор отдельных компонентов для защиты каждого направления. И "Лаборатория Касперского" сейчас работает как раз в том направлении, в ближайшие дни мы будем представлять новые продукты, которые как раз позволяют свести под единую платформу и под некую единую консоль управления все управление, всю безопасность небольшой организации. Один сотрудник сможет легко управлять и безопасностью мобильных устройств, и сейчас уже ни для кого не секрет, что в мобильных есть корпоративная почта. С этой же консоли IT-сотрудник сможет управлять и доступом к социальным сетям для сотрудников, и шифрованием их ноутбуков на случай, если сотрудник вдруг поехал с ноутбуком в Турцию и потерял его. В общем мы постарались закрыть все наиболее типовые современные сценарии, и, что самое важное, сделать не набор каких-то разрозненных модулей, а попытаться все это свести в некую единую платформу.
Как-то подытоживая, еще скажу, что мы с большим оптимизмом смотрим на все эти современные технологии, мобильные технологии, которые действительно позволяют бизнесу интенсивно развиваться. Но правда заключается в том, что за все нужно платить, и для того чтобы бизнес в какой-то момент не споткнулся из-за того, что все эти данные кому-то стали доступны или, наоборот, стали недоступны ни для кого, были потеряны, нужно, разумеется, все современные "облачные" технологии, мобильные технологии сопровождать и дополнять адекватными и современными технологиями безопасности, которые будут контролировать и сами устройства, с которых осуществляется доступ данных, и каналы связи, и мобильные устройства, и всю ту современную IT-инфраструктуру.

Вопрос: Предположим, что вы убедили кого-то из предпринимателей, а остальные пока сомневаются. Но что можно и нужно сделать, чтобы повлиять на принятие решения конкретного субъекта малого или среднего бизнеса?

М.Фролов: Я думаю, что основная проблема в том, что люди, может, и хотят, что подтверждается исследованием, но не знают что и не знают как. Конечно, недостаток информированности о современных методах конкурентной борьбы, о повышении эффективности – это в целом бич современного общества, потому что очень много информации. Непонятно, каким образом выбирать из всего этого потока необходимую информацию. Думаю, что через подобные "круглые столы", как сегодня, такая информированность, конечно же, повысится. Кроме того, мы советуем всем представителям малого и среднего бизнеса как можно больше искать в интернете необходимой информации о том, как с помощью IT повысить свою эффективность, смотреть на опыт зарубежных компаний, потому что недаром СМБ занимает в развитых станах до 90% экономики, это говорит о многом. Конечно, надо смотреть на финансовые модели, в том числе расценивать IT скорее как операционный расход, который позволяет при его увеличении увеличить и эффективность бизнеса в краткосрочной перспективе.

Вопрос: Если говорить о практических шагах конкретного субъекта малого и среднего бизнеса, что бы вы посоветовали поэтапно – как и куда ему двигаться?

В.Удалов: Я опять сошлюсь на данные, которые озвучивала Лариса, что сейчас главная проблема многих бизнесменов в том, что они сами признаются, что им не хватает информации. Им надо как-то получать эту информацию – внимательнее следить за новостями от ключевых производителей и вендеров, смотреть, что нового на рынке, потому что при пристальном рассмотрении действительно видно, что есть и хорошие технологии, и интересные решения для защиты информации. Все это есть, важно, действительно, разобраться во всем этом потоке информации и суметь выбрать наиболее важную.

Если говорить конкретно про безопасность, то тут, наверное, есть какие-то очень важные вещи, без которых ни одна даже маленькая компания не может обойтись. Это сложно звучит, но есть очень простые составные компоненты, из которых состоит политика безопасности. Во-первых, это обучение пользователей, то есть сотрудники должны знать, что им делать, если им вдруг пришло подозрительное письмо с приложением, которое не нужно открывать, а если открывать, то, как и что с ним вообще делать. Образование сотрудников - это действительно ключевая вещь. И второй компонент современной политики технологической безопасности, это, конечно, современные решения, которые позволяют как-то закрывать те векторы атаки, которые испытывают сегодняшние организации.

Говоря, в частности, о безопасности "облачных" технологий, я сошлюсь на исследования компании Gartner. В конце прошлого года они выпустили большой отчет про безопасность "облачных" сервисов и "облачных" технологий вообще. В этом отчете они говорят о том, что сейчас нет возможности для клиента как-то оценить и понять, насколько защищена или насколько безопасна та или иная "облачная" технология, потому что для вендера, для производителя "облачных" технологий это некое ноу-хау, его бизнес. Разумеется, он не пустит к себе никакого аудитора, который захотел бы проверить, как там настроены политики безопасности. Если бы он пустил этого представителя СМБ к себе, то вряд ли у представителя СМБ найдутся специалисты нужной квалификации, чтобы понять, а как там все устроено с точки зрения безопасности и насколько велика вероятность, что данные будут потеряны.

В этом отчете первый вывод, который делает Gartner, то что, скорее всего, уже в ближайшее время появятся некие сторонние организации, которые возьмут на себя роль независимого судьи, который будет проверять и удостоверяться в том, что "облачный" сервис достаточно защищен, выдавать некие сертификаты, свидетельствующие о высоком уровне защиты данных.

Сейчас наиболее простым решением является все-таки более пристально смотреть на крупных вендеров и производителей. Как правило, у них все процедуры, политика информационной безопасности находятся на высоком уровне. В целом рынок "облачных" технологий, как и любой стремительно развивающийся рынок, проходит процесс консолидации, количество компаний сокращается: крупные компании поглощают маленькие, поэтому выигрышной стратегией будет, наверное, ориентироваться на крупных игроков. При этом, разумеется, не забывая, что эти "облачные" технологии, "облачные" сервисы не болтаются где-то сами по себе, простите за каламбур, в облаках. На самом деле есть некий ноутбук, или смартфон, или планшет, с которого сотрудник будет получать доступ к этим "облачным" технологиям. И нужно не забывать обеспечивать безопасность этого ноутбука, грубо говоря. Потому что "облачные" технологии, например, от Microsoft, могут быть безупречно защищены сами серверы, но если у сотрудника вирус на ноутбуке, то злоумышленник или конкурент может просто получить логин и пароль для того, чтобы самостоятельно получить доступ ко всем конфиденциальным данным. Не нужно взламывать сам "облачный" сервер, достаточно поработать с незащищенным ноутбуком сотрудника. Это такие страшилки, но в современном мире без этого никак. Все современные устройства, мобильные устройства, в том числе те, с которых осуществляется доступ к "облакам", должны защищаться современными средствами.

А.Калмыков ("Персональные данные"): Аутсорсинг обработки профессиональных данных в "облаках" - мечта любого бизнеса. В РФ защищать персональные данные дорого и сложно. ФЗ N152 "О персональных данных" возлагает всю ответственность на оператора, то есть на компанию. А провайдер "облачных" вычислений по закону является лицом, действующим по поручению оператора, и на него закон никаких требований не возлагает. Как маленькой компании навязывать большому провайдеру какие-то требования?

М.Фролов: В первую очередь, в данном случае, если говорить о компании Microsoft, то, используя "облачные" технологии, по сути дела мы являемся провайдером данных услуг. Конечно же, мы с большим уважением относимся к конфиденциальности данных наших пользователей, и поэтому информация, которая находится на наших серверах, закодирована и не используется никоим образом, ни в каких целях нами. Пользователь может в любой момент эту информацию удалить, более того, в рамках того договора, который подписывает с нами пользователь, мы сообщаем о том, где находится центр обработки данных, и где находится обслуживающий персонал. С точки зрения ведения бизнеса мы пытаемся подать всем пример, как это надо делать. И действительно, правильно сказали, что федеральный закон на данный момент не самым четким образом, на мой взгляд, прописан, то есть он не так четко определяет степень ответственности, что требовалось малому и среднему бизнесу. Мы решили пойти с инициативой, чтобы просто показать, как надо сделать это правильно и этично.

Г.Рудницкий (журнал "IT-менеджер"): Максим, я общаюсь с представителями СМБ в регионах, и они говорят о том, что "облака" - это хорошо, но инфраструктурных проблем никто не отменял. Может быть тем, кто еще не готов к "облакам", предложить некие условия, связанные с обычными программными продуктами?

М.Фролов: Хороший вопрос. Во-первых, по инфраструктуре. Ситуация с тем же интернетом за пределами крупных городов не так плоха, как может показаться. Если взять города с населением более 300 тыс. человек, то интернет там более-менее приличный. Если говорить об инфраструктурных требованиях того же Office 365 для среднего и малого бизнеса, то требования вполне подъемные даже для слабой интернет-инфраструктуры. На компанию из 100 человек требуется канал 89 мегабит в секунду. Это подъемно для большинства городов.

Конечно, проблема инфраструктуры интернета с точки зрения широкополосного доступа стоит довольно остро, но в основном по сравнению с крупными развитыми странами. Для того чтобы переходить в "облако", это не является серьезной блокирующей силой на данный момент.

Office 365 - это продукт, который можно назвать новым способом работы с продуктами Microsoft, потому что он имеет три составляющие. Он устанавливается на ваш ПК, то есть там есть копия, к которой все привыкли, и в дополнение к ней существуют все онлайн-сервисы, то есть это портал, это средства объединенных коммуникаций, это, конечно же, почта. Этот вопрос мы прекрасно понимали изначально, и, конечно же, он уже реализован в этом новом продукте.

А.Калмыков ("Персональные данные"): Фишинг и его разновидность спир-фишинг (spear-phishing) сейчас достаточно сильно развивается. Исследование показало, что около 80% атак на крупные информационные системы начинается со спир-фишинга. В 2004г. проводились исследования в рамках проекта "Коронада", когда пытались обучить слушателей Вест-Пойнта не кликать ссылки в e-mail. После чего 90% все равно кликали. Какие еще, кроме ПО, организационные меры можно предложить среднему и малому бизнесу?

М.Фролов: К сожалению, я могу говорить только о технологиях, потому что кроме обучения остаются только технологии. Организационные меры также делятся на обучение и технологии, и не получается ничего придумать, кроме этого. Если, может, только отобрать интернет, провести обучение, а тот, кто необучаем, выгнать. Но я все же обращусь в сторону технологий, потому что в конечном итоге обучен человек или нет, но мы все-таки сидим за неким ноутбуком и кликает-то он в ноутбуке, поэтому все же поговорим о технологиях.

Во-первых, то, о чем вы сказали, это, может быть, чуть более понятным языком, называется целевые атаки, то есть это то, что злоумышленник создает специально под какую-то конкретную организацию. Он выбирает себе цель, часто даже выбирает сотрудника, он может пытаться с ним как-то познакомиться, "зафрендиться" с ним где-нибудь в "Фейсбуке", что-то попытаться узнать о нем, и потом уже после первоначального контакта попытаться заразить его компьютер той же самой ссылкой, которая конкретно для этого человека будет привлекательной и вызывающей доверие. Тут никакое обучение не поможет, если ваш знакомый скидывает ссылку, наверняка любой человек ее откроет.

По нашим данным, 75% современных таргетированных атак так или иначе используют уязвимости в современном программном обеспечении. Более того, 75% используют уязвимости в пяти наиболее часто используемых программах. Наверное, самым первым и простым шагом является использование тех решений по безопасности, которые позволяют эффективно работать с этими уязвимостями и вовремя залеплять эти дырки.

Это все хорошо звучит на словах, но на практике системному администратору в день может прийти информация о десяти или о ста вновь найденных уязвимостях. И каждую из них может использовать злоумышленник именно сегодня, чтобы получить доступ к конфиденциальной информации. Как же правильно приоритезировать информацию, понять, что является наиболее критичным и какую дырку залепить в первую очередь? Тут опять на помощь приходят современные технологии, в том числе те решения, которые мы предлагаем. Мы как антивирусный менеджер через себя пропускаем огромный поток современных зловредных программ, вирусов, "троянов" и т.д. В день мы фиксируем по 300 тыс. новых образцов. Имея доступ ко всему этому огромному количеству данных, мы наиболее точно видим и можем точно сказать, какие из уязвимостей наиболее активно эксплуатируются. Обладая этим знанием, мы его передаем нашим клиентам в автоматическом режиме, то есть клиент видит те уязвимости, которые, в первую очередь, будут в первую очередь эксплуатироваться этими вашими упомянутыми фишерами, фишинговыми сслыками. Это такое первое технологическое решение, и если в целом говорить о решениях, то это все, что так или иначе связано с прикрыванием уязвимости, потому что даже самая сложная атака с помощью этой ссылки будет просто биться как о каменную стену, если все дыры, на которые она рассчитана, будут заделаны "кирпичами". Подытоживая ответ на вопрос, скажу, что если обучение не помогает, и люди все-таки кликают, то нужно внимательно смотреть в сторону тех технологий, которые, в первую очередь, защищают уязвимости, а, во вторую, - помогают и позволяют администратору правильно понять, что является более критичным, какая уязвимость требует внимания в первую очередь.

И.Фурцева ("Российская бизнес-газета"): Насколько "облачные" технологии доступны на территории страны? У нас в Московской области не везде мобильная связь ловится.

М.Фролов: Надо плясать, конечно же, к широкополосному интернету. Эта проблема в большинстве крупных городов решена, остро она не стоит для тех "облачных" решений, которые присутствуют сейчас на рынке, в силу того, что системные требования к ним довольно низки. Они уже оптимизированы под слабый интернет. Говоря о мобильной связи, совершенно очевидно, что не стоит на месте все это. Не сегодня-завтра у нас LTE станет совершенно привычной вещью, как стало 3G. То, что не везде ловится, это вопрос операционной деятельности конкретного оператора связи, который не поставил где-то вышку и существует "мертвая зона". Как правило, она существует там, где люди не занимаются бизнесом. Это может быть где-то на дачах, на природе, но это вряд ли там, где люди работают.

Л.Паутова: Фонд "Общественное мнение" около 10 лет ведет динамику проникновения интернета в регионы, и последние два года мы очень активно рапортовали о том, что интернет любого рода активно идет в регионы, и скорее Москва сейчас проигрывает по темпам роста. А очень многие удаленные регионы в последний год активно набирают этот темп. Я провожу много исследований в таких регионах, где, казалось бы, интернета не должно быть вообще. Я провожу в Ненецком автономном округе аутсорсинговые исследования, требующие вовлеченности в интернет. Я спрашиваю: "У вас вообще там кто-то есть с интернетом?" Они говорят, что все предприниматели вовлечены в мобильный интернет, прекрасно мы проводим с ними работы онлайн. На сайте фонда висят карты, и можно смотреть по глубине проникновения регионы, которые опережают темпы, которые отстают. В целом по стране суточная аудитория мобильного интернета, насколько я помню, зашкалила за 40%, месячная аудитория - 60%, то есть мы прекрасно идем. Среди предпринимателей и молодежи, которую мы можем вовлечь в интернет, доля мобильного интернета доходит до 80%.

В.Удалов: Я бы добавил, что эта ситуация, когда в регионах какие-то технологии, может быть, чуточку отстают от Москвы, абсолютно типична, и мы это увидели в нашем исследовании, которое проводили. Действительно, по всем показателям в регионах уровень развития тех или иных технологий чуть ниже. Но никаких драматических серьезных отличий я не вижу. Например, такая естественная вещь для безопасности, как шифрование данных. Если в регионах уровень проникновения 15%, то в Москве – 20%. То есть цифры более или менее сопоставимы, поэтому я бы сказал, что, наверное, это естественно, что в регионах все-таки какие-то технологии, качество связи, скорость связи будет все-таки чуточку отставать, но, по нашему исследованию мы видим, что каких-то серьезных или драматических отличий нет. В целом регионы следуют за Москвой и постепенно подтягиваются по уровню образованности, по уровню зрелости с точки зрения IT и безопасности тоже.

Вопрос: Уровень проникновения интернета не может стать каким-то препятствием, тормозом?

Л.Паутова: Препятствием, прежде всего, является стиль жизни людей. "Облачные" технологии, как показали Максим и Владимир, – это новый стиль жизни. Это активные ребята, которые не сидят все время в офисе, которые находятся все время в мобильном интернете с планшетами, которые могут все-таки вырваться из офисного рабства. Таких людей не может быть очень много в регионах, потому что уже многие из них уехали в Москву. Поэтому тормозом является как раз отсутствие высокой доли активных людей, в том числе и предпринимателей. Но в регион эта волна уже приходит. Они иногда говорят: "Что ж вы такие суматошные? Зачем вам нужен Wi-Fi?". Москвич, приезжая в регион, интуитивно, на уровне моторной памяти ищет Wi-Fi, а регионы еще такие безмятежные, потому что не вошел в моду (а, может, это и хорошо) этот стиль сумасшедшей жизни. Когда он дойдет, вот тогда "облака" их и накроют.

Заключительное слово ведущего.

Я благодарю наших гостей за интересный разговор. Подводя итог, можно сказать, что сегодня предприятия малого и среднего бизнеса являются основой для модернизации и экономического развития России. Тем не менее, средний и малый бизнес нуждается не только в государственной поддержке, налоговых льготах и дотациях, но и в продуманной иннвационной стратегии, которая выведет бизнес российских предпринимателей на международный уровень. У российского предпринимательства есть большой потенциал для роста и развития, но надо смелее использовать современные IТ-инструменты, и, в частности, "облака". А нам с вами, уважаемые гости, необходимо как можно больше делать все для популяризации этого, и я думаю, что мы будем этим активно заниматься.

Я благодарю всех за интерес, проявленный к этой теме. Спасибо нашей интернет-аудитории, журналистам и участникам "круглого стола".

В ближайшие часы на интернет-ресурсах РБК появятся полная стенограмма и самые яркие видеоцитаты, которых сегодня было достаточно. Благодарю технические службы пресс-центра, которые помогали нам оставаться все это время в прямом эфире. До новых встреч!

 

 

Видео цитаты

  • ФОМ: уровень IT-продвинутости зависит от размера компании

    Лариса Паутова,

    Директор проектов Фонда «Общественное Мнение»

  • Microsoft: мы готовы помочь малому и среднему бизнесу помочь сделать качественный скачок для увеличения доли в экономике, сравнимую с развитыми странами

    Максим Фролов,

    Руководитель подразделения по работе с СМБ компании Microsoft

  • Лаборатория Касперского: «облачные» и мобильные технологии надо сопровождать адекватными технологиями безопасности

    Владимир Удалов,

    Руководитель направления корпоративных продуктов в странах развивающихся рынков «Лаборатории Касперского»

  • 68% россиян считают, что предприниматели и бизнесмены – это хорошие люди

    Лариса Паутова,

    Директор проектов Фонда «Общественное Мнение»

  • Microsoft повсеместно пропагандирует идею перехода в «облако»

    Максим Фролов,

    Руководитель подразделения по работе с СМБ компании Microsoft