Модели взаимодействия ИТ и бизнеса

Бизнес меняет свой подход к ИТ-услугам. По данным экспертов, 20% компаний списка Fortune 1000 не имеют сегодня собственных ИТ-подразделений. А 80% самых крупных корпораций США так или иначе используют облачные технологии. Какой модели потребления информационных технологий отдают предпочтение российские компании? Какие преимущества дает им каждая из моделей? И могут ли «облака» обеспечить бизнесу качественный и надежный сервис? В программе принимает участие Николай Прянишников, президент компании Microsoft в России и Евгений Чаркин, директор департамента информационных технологий госкорпорации "Росатом".



 

Рынок ИТ в последние годы демонстрирует стабильный рост. Что является катализатором роста?

Николай Прянишников. Президент Microsoft в России.
В первую очередь это – недостаточная насыщенность рынка, пока мы не достигли уровня зрелости ИТ. А значит - возможностей для роста еще много: есть отличные специалисты, стартапы, инновации, но в целом российский бизнес пока использует не все возможности современных технологий.

Бюджеты на ИТ растут. Это значит, что расходы компаний увеличиваются или на рынок приходят новые покупатели?

Евгений Чаркин. Директор департамента информационных технологий госкорпорации «Росатом».
На этот вопрос сложно ответить, поскольку не существует какого-то единого стандарта внедрения технологий. Какие-то компании проводят масштабные внедрения корпоративных систем, обновляют парк техники – это требует больших бюджетов. Какие-то могут даже сокращать расходы на ИТ по сравнению с прошлым годом. Но общая тенденция все-таки есть: российский бизнес все больше внимания уделяет вопросам ИТ, что сказывается и на бюджетах.

Можно ли говорить о том, что список основных потребителей ИТ (банки, госсектор, телеком, ритейл) пополняется новыми направлениями бизнеса?

Николай Прянишников. На протяжении последних лет мы могли наблюдать проникновение ИТ во все компании, независимо от их специализации. Однако, необходимость работать с определенными потребителями, конкурентами – внутри своего сектора рынка – заставляют некоторые компании внедрять ИТ быстрее. Так для банков автоматизация стала практически единственным возможным путем, а многим другим компаниям еще только предстоит пойти по этому пути. Для всех компаний ИТ – это возможность лучше взаимодействовать с клиентами, быстрее выводить на рынок продукты, повысить производительность труда и снизить затраты – все это реально помогает бизнесу.

Собственное ИТ-подразделение, инсорсинг и аутсорсинг – какой формат приобретения ИТ-услуг можно назвать оптимальным?

Николай Прянишников. Пока российский рынок аутсорсинга и инсорсинга достаточно мал. По сравнению с другими странами их доля значительно меньше. Готовность формировать собственную ИТ-инфраструктуру, собирать команду квалифицированных специалистов, которым вы доверяете, – это совсем не плохо. Однако такая позиция ограничивает динамику рынка – ИТ не могут развиваться в формате натурального хозяйства. Какие-то текущие потребности удовлетворяются, но в итоге из-за отсутствия экспертных знаний о новых технологиях замедляется скорость внедрения. Использование собственных и внешних специалистов, собственных и внешних элементов ИТ-инфраструктуры (облачных технологий) – более гибкий и перспективный вариант.

Евгений Чаркин. У нас есть собственный инсорсинговый оператор – «Гринатом», который обслуживает не только ИТ-потребности, но и бухгалтерский и кадровый учет корпорации. Мне кажется, что именно такой путь является оптимальным для крупных компаний: формирование инсорсингового подразделения, которое позволит понять, сколько стоит возможность использовать ИТ на самом деле. Консолидировав компетенции, получив синергию на объеме, следующим шагом можно выделять непрофильные функции, которые можно отдать на аутсорсинг.

Многие международные компании отдают отдельные задачи на аутсорсинг в другие страны, например, Индию. У России пока нет такой потребности?

Николай Прянишников. Пока что нам вполне хватает существующей партнерской экосистемы. В России много квалифицированных специалистов, уровень подготовки которых позволяет реализовать самые сложные проекты. Но потенциально мы должны быть готовы к тому, что система станет более открытой и в отношении выбора аутсорсинговой компании. Если для каких-то функций, например, предоставления техподдержки на английском языке, ее будет выгодно приобрести именно в Индии, разумно будет поступить именно таким образом.

Облако – ключевой элемент построения взаимоотношений между ИТ и бизнесом. Облачные технологии могут быть предоставлены в разных вариантах: частное облако, гибридное облако, публичное облако. Что использует ваша компания?

Евгений Чаркин. У нас есть определенная специфика, связанная с повышенными требованиями информационной безопасности и контроля за информацией, однако, уже сегодня я вижу, что мы движемся по направлению к частному облаку. У нас есть ЦОД, в котором высоко развита технология виртуализации – это прообраз нашей будущей ИТ-инфраструктуры.

Николай Прянишников. Стоит отметить, что «Росатом» - едва ли не единственный пример вполне оправданного использования частного, а не гибридного или публичного облака. Для большинства других компаний никаких потенциальных рисков, связанных с использованием публичного облака не существует. Практически все компании, работа которых не связана с государственной тайной или, например, атомной энергией, могут использовать публичное облако и существенно снизить стоимость владения современной и эффективной ИТ-инфраструктурой.

Вы считали, какую выгоду вашей компании приносит использование облачных технологий?

Евгений Чаркин. Я бы не стал говорить именно о денежном, унитарном выражении. Я бы в первую очередь обратил внимание на то, что облака позволяют быстрее масштабировать ресурсы, в противном случае мы должны планировать ИТ-инфраструктуру с очень большим запасом и именно здесь скрывается главный экономический эффект.

И тем не менее облачные технологии еще не распространены повсеместно. Как мы можем убедить компании в том, что это выгодно и безопасно?

Николай Прянишников. Просто рассказывая о том, как другие компании смогли улучшить свою эффективность за счет современных технологий. Положительного более чем достаточно. К тому же по мере роста конкуренции никто не сможет игнорировать такой действенный инструмент как ИТ.

Что мешает крупным российским компаниям воспользоваться преимуществами облака?

Евгений Чаркин. Мне кажется, главная причина – в высоком уровне стандартизации всех процессов и сервисов публичного облака. Сегодня оно идеально подходит для среднего бизнеса. В крупных российских компаниях степень кастомизации, как правило, выше, поэтому уровень использования публичных облаков - ниже.

Николай Прянишников. Но стоит сказать, что некоторым крупным компаниям внедрение стандартных бизнес-процессов пошло бы только на пользу.

Среднему и малому бизнесу нечего бояться при переходе в облако?

Николай Прянишников. Небольшая и тем более – маленькая компания не сможет позволить себе собственную ИТ-инфраструктуру и надежных специалистов, а значит доверить ее одному из провайдеров облачных сервисов – идеальное решение. В том числе и с точки зрения возможных рисков.



 

Прием вопросов героям программы Николаю Прянишникову и Евгению Чаркину завершен. Ответы будут опубликованы c 25 марта