Как заработать на Big Data

В современных условиях информация стала накапливаться в геометрической прогрессии. Количество данных увеличивается примерно в 10 раз каждые 5 лет. Сегодня появились способы не только обрабатывать большие объемы данных, но и зарабатывать на них деньги.
Так, по итогам 2012г. рынок Big Data составил 7 млрд. долл., ожидается, что в 2013г. этот показатель вырастет на 40%.

О том, как можно использовать информацию с умом и заработать на этом в программе РБК-ТВ «Эпоха массивов данных» рассказали директор по технологической политике Microsoft в России Олег Сютин и директор по информационным технологиям компании Yota Михаил Соколов.

Big Data. Какие возможности для управления бизнесом открывает эпоха больших данных?

Что такое Big Data?

Олег Сютин, директор по технологической политике Microsoft в России. Существует несколько определений, каждое из которых использует такие понятия, как объем данных, их разнообразие и скорость их накопления. Мне нравится следующее: Big Data – это набор технологий, которые позволяют извлекать новые знания из данных огромного объема, которые разнообразны и накапливаются с большой скоростью. И здесь ключевым словом является «знания», поскольку именно оно обуславливает ценность этой технологии для всех, кто будет ее использовать.

Что может послужить примером использования Big Data сегодня?

Михаил Соколов, директор по информационным технологиям компании Yota. В качестве простого примера можно привести поисковые системы, которыми мы все уже давно пользуемся. Или сервис Яндекс.Пробки. Они требуют накопления и анализа быстро изменяющейся информации.

Почему Big Data так актуальны сегодня?

Олег Сютин. На мой взгляд, это один из примеров перехода количества в качество. Мы сегодня наблюдаем по всем тем трем параметрам, о которых я говорил, радикальное, взрывное изменение ситуации. Количество данных увеличивается примерно в 10 раз каждые 5 лет, но именно сегодня появилась возможность обработки этих данных и извлечения знания, прибыли, ценной и важной информации. Отсюда - повышенное внимание, которое уделяется сегодня этому термину и этим технологиям.

С чем связан взрывной рост количества данных? Как будут расти объемы информации?

Александр Прохоров, менеджер по исследованиям IDC Россия. Мобильные телефоны с фотоаппаратами, социальные сети, датчики слежения, научные исследования – все это источники огромного количества информации, которая требует анализа, обработки и хранения. Чтобы анализировать рынок, IDC требуются конкретные параметры в определении Big Data: объем данных от 100 Тб, скорость - от 60 Гб/с.

В целом, объем накапливаемой информации будет расти по экспоненте. Если говорить о финансовом выражении, то уже в прошлом году рынок Big Data составил 7 млрд долл. и далее он будет расти в среднем на 40% в год.

Как Big Data может повлиять на нашу жизнь и развитие бизнеса?

Олег Сютин. Генетические исследования генерируют большой объем данных. Собственно, каждый геном или результат молекулярного анализа крови отдельного человека – это уже большой объем данных, причем он может меняться. При анализе и сравнении генетических данных мы встаем на путь персонифицированной медицины, когда, например, вы получаете индивидуальное лекарство, которое создано на основании анализа вашего генома, сделанного в процессе болезни. Это один из множества примеров того, как большие данные могут повлиять на жизнь каждого из нас.

Что касается бизнеса, то важно понимать, что Big Data открывает новые возможности не только для больших компаний. Возьмем для примера организацию, которая торгует электронными приставками и играми к ним. Есть информация о том, что человек купил приставку, организация владеет информацией о покупателе, его местонахождении в настоящий момент. Когда выходит новая игра, которая может заинтересовать этого покупателя, организация отправляет ему SMS-сообщение, которое он получает в тот момент, когда находится вблизи магазина. Эффективность такого рода рекламы значительно выше.

Михаил Соколов. То же самое – для банков. Например, оценка благонадежности заемщика. Если еще недавно банки использовали для этого демографические данные, кредитные истории, то теперь банки работают с соцсетями и другими источниками косвенной и неструктурированной информации, для анализа которой необходимо использование инструментов Big Data.

Каковы современные возможности для анализа больших данных?

Олег Сютин. Недавно, когда мы обсуждали эту тему, один из моих коллег высказал такую теорию - скорость извлечения знаний из Big Data прямо пропорциональна произведению трех величин: скорости сбора информации, производительности средств анализа, интуиции человека, который участвует в этом процессе. Таким образом, сегодня мы работаем над формированием решений, которые обеспечат развитие всех трех компонентов.

Человек не исключается из этого процесса?

Олег Сютин. Никоим образом. Я думаю, замена этого человека машиной так и останется научной фантастикой. Конечно, мы можем использовать специальные приложения для усиления, дополнения, проверки аналитических предположений, сделанных человеком, но человек остается принципиально важным элементом всего этого процесса.

Насколько российские компании готовы к внедрению подобных технологий?

Михаил Соколов. Мне кажется, они не только готовы, но и уже активно занимаются внедрением. Есть много примеров того, как компании строят свою бизнес модель на Big Data. Кроме того, существует такой тренд - бессознательное накопление данных. Компании еще не знают, как и когда они будут их использовать, но продолжают накапливать, поскольку знают о Big Data и потенциальных возможностях извлечения знаний из неструктурированной информации.

Какова роль Microsoft в разработке инструментов Big Data?

Олег Сютин. Я думаю, ее можно сформулировать очень просто: роль Microsoft состоит в демократизации больших данных. Вообще, Microsoft – компания, которая демократизацией занимается исторически и пример хорошо всем известного приложения Excel здесь показателен – это удобный, интуитивный и доступный инструмент для работы с числовыми данными. Сегодня мы делаем нечто подобное для Big Data и встраиваем все это в существующую платформу – серверную (Windows Server) и облачные технологии (Windows Azure). На этой базе Microsoft рассчитывает сделать большие данные доступными и демократичными.

Какой экономический эффект дает использование Big Data?

Михаил Соколов. В программе Еврокомиссии «Горизонт 2020» есть такое утверждение: «Big Data - это топливо для новой цифровой экономики». Сегодня это уже видно по тем цифрам, которые отражают использование этого инструмента в бизнесе. В потребительском секторе внедрение инструментов Big Data приводит к 50-процентному повышению продаж и существенной оптимизации многих бизнес-процессов. Вообще, есть много разных оценок, можно сказать, что основные индустрии, для которых эти технологии наиболее эффективны уже сегодня - это ритейл, транспорт и авиаперевозки, медицина, финансовая сфера.

По прогнозам на Big Data в этом году будет потрачено 34 млрд долл. На что пойдут основные затраты?

Олег Сютин. О точных цифрах инвестиций в большие данные сейчас говорить сложно, но можно отметить значительный рост. Что касается основных инвестиционных направлений - это не расходы на накопление данных, это расходы на извлечение информации из накопленных и формирование специальных средств анализа. Также определенных затрат потребует сама перестройка некоторых бизнес-процессов, толчком к которой послужит информация, полученная с помощью Big Data.